Счетная палата готова начать проверку деятельности Банка России
Счетная палата (СП) готова в июне приступить к проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка России, которую проводят раз в три года, и ждет соответствующего поручения Госдумы. Об этом аудитор Алексей Саватюгин заявил в думском комитете по финансовому рынку во время обсуждения вопроса о годовом отчете СП, сообщает «Интерфакс».
«Последний раз мы проверяли финансово-хозяйственную деятельность ЦБ в 2019 году», — сказал Саватюгин и напомнил, что по закону решение о необходимости такого анализа принимают Национальный финансовый совет (НФС) и Госдума.
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков спросил, изучали ли аудиторы риски размещения ЦБ золотовалютных резервов и средств ФНБ в «недружественных» юрисдикциях.
«Теперь тема ЗВР, тема Фонда национального благосостояния, их размещения в иностранные ценные бумаги вызывает повышенные вопросы у населения, у депутатов. Ко мне многие обращаются: как так получилось, что мы свои активы размещали не в своей юрисдикции либо не в дружественных юрисдикциях? Депутаты говорят о том, что тему рисков размещения они постоянно поднимали, в том числе при отчете ЦБ, на других мероприятиях. Естественно возникает вопрос, вот этот аспект в Счетной палате как-то рассматривался с точки зрения рисков?» — поинтересовался у аудитора Аксаков.
«Да, рассматривался. Мы анализировали и госдолг внешний особенно, и ЗВР, и ФНБ, отмечали риски, но надо сказать, ФНБ с прошлого года не размещался в долларовых активах, полностью они вышли. Активы долларовые в ЗВР были значительные, но в последние годы руководство ЦБ снижало долю в долларах и увеличивало долю в монетарном золоте — она больше 20% ЗВР составляет сейчас, то есть как раз логика действий руководства ЦБ и Минфина была правильная. Другое дело, что, может быть, надо было делать более активно», — ответил Саватюгин.
«А про [размещение ЗВР] в евро не думали, что будут риски?» — спросил Аксаков. «Видимо да», — сказал Саватюгин.
Евросоюз 28 февраля утвердил решение о замораживании активов Банка России. США директиву, запрещающую американцам любые транзакции с Банком России, Минфином и ФНБ, выпустили 1 марта.
На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что санкции лишили Россию доступа к $ 300 млрд своих резервов. «Это примерно половина резервов, которые у нас были. У нас общий объем резервов около $ 640 млрд, около $ 300 млрд резервов теперь находится в состоянии, в котором мы не можем их использовать», — пояснил Силуанов.