«Мы не хотим как в Минске». Шульман рассказала о выводах российской власти из событий в Белоруссии
Наши власти сделали для себя выводы из белорусских событий, но не те, к которым обычно приходила Россия после национально-освободительных движений в других странах, то есть к волне реакции. Такими выводами поделилась во вторник политолог Екатерина Шульман со слушателями в программе «Статус» на радиостанции «Эхо Москвы».
«Есть ощущение, что с Белоруссией история немножко другая. В этом белорусском сюжете наша политическая машина видит некое карикатурное отражение самой себя, доведенное до абсурда», — полагает политолог Екатерина Шульман.
«Вот что бывает, — как бы подумали наши с вами лица, принимающие решение, — если очень уж всё заасфальтировать».
Все последние годы государственная машина обращалась к гражданам с вопросами «Вы что, хотите, как в Киеве? Вы что, хотите, как в Париже? Вы что, хотите, как в Гонконге?»
Сегодня же, считает политолог, власть обращается с вопросом сама к себе.
«Мы что, хотим, как в Минске? Мы что, хотим, как в Гродно? Нет, мы не хотим. Давайте как-нибудь так будем извиваться, чтобы этого все-таки не произошло», — приводит Шульман ход мыслей российской политической элиты.
По мнению Шульман, в России пришли к мысли, что итоги выборов должны выглядеть все-таки достоверно, чтобы не привести, в первую очередь, к протестам, а во-вторых, к международному отторжению.
«Хочется, чтобы выборы прошли тихо и прилично и были, так или иначе, признаны и внутренней аудиторией и аудиторией внешней. Пусть скажут, что да, были нарушения… — Полагает политолог. — Дискуссия о нарушениях сама по себе выгодна политической системе. Есть о чем поговорить. Вот там нехорошо у вас, тут лишний бюллетень засунули, тут на пеньке проголосовали. Давайте это обсудим, давайте, может быть, кого-то накажем, давайте как-то отреагируем на это. Это обозначает, если есть нарушения, то значит, есть и не нарушения, то есть в целом всё у нас более-менее прилично».
Доказательством того, что ЦИК уже готовится продемонстрировать свое умение проводить выборы «прилично», Шульман считает улучшение работы сайта Центризбиркома, обращение к ликвидированному в прошлом году экспертному совету.
«В общем, ожидаем всякого ВВ-крема и пудры на малопривлекательное лицо наших выборов для того, чтобы не было как в Белоруссии», — образно обрисовала этот процесс Екатерина Михайловна.
Она назвала все это «интересной тенденцией», которая, однако, совсем не исключает того, что в сентябре будущего года мы вновь будем иметь 7-дневное голосование.
«Следует ли из этого, что на выборах в Государственную думу у нас не будет многодневного голосования, поскольку оно, конечно, приличию не способствует? Не думаю. Это все-таки слишком удобный инструмент, чтобы от него отказываться» — говорит Екатерина Шульман.