«155 лет рабства». Почему в США нет смешения рас
Главный редактор сайта Carnegie.ru Московского центра Карнеги, бывший дипломат Александр Баунов высказал свое мнение по поводу причин протестов Black Lives Matter в Соединенных Штатах.
Даже если белые полицейские перестанут душить коленом представителей темнокожего населения, станут ли менее бедными и более безопасными кварталы, где живут афроамериканцы, и будет ли американское общество с более плавным градиентом между белыми и цветными, задался вопросом Баунов в эфире программы «Особое мнение» на «Эхо Москвы».
«150 лет назад отменили рабство в США (на самом деле 155 лет назад, в 1865 году — прим. Uralweb), а в России его и не было. И у нас отменили крепостное право. У нас имеет какое-то значение сейчас, кто был крепостным, а кто был помещиком? Эта память абсолютно бессмысленна. Она ничего не дает. Она не институционализирует никакую коллективную обиду. Она не является никакой общей платформой для идентичности. Это вообще не имеет значения никакого.
150 лет прошло в США после отмены рабства, которое было не везде. Эта память является платформой для коллективной идентичности, она является до сих пор хребтом такого коллективного ресентимента (чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе» — прим. Википедия). Она, собственно говоря, это абсолютно животворящий такой дух этой афроамериканской комьюнити.
И возникает вопрос. Ведь дело же не в том, что полицейские применяют силу избыточную. Допустим, они применяют. Дело не в том, что кто-то там беден. Мало ли, кто беден. А потому что эти бедные маркированы до сих пор расово, они до сих пор живут отдельно. Они до сих пор нация в нации, причем границы не открыты полностью ни снаружи, ни внутри, потому что черные в белый мир не входят так легко.
Так почему же за 150 лет не произошло смешения? Это же поразительно. Я видел это, это визуально заметно. Я бывал в другой стране с массовым рабством…
И вот Бразилия — страна с массовым рабством. Там есть очень белые люди, вот просто мертвенная белизна и синие жилы под кожей. И есть совершенные эфиопы, такие сомалийцы, черные до синевы. Но между ними большая часть населения… Есть эти два полюса, но эти полюсы не искрят, потому что между ними градиент плавнейший. Все просто оттенки кофе с молоком, чая с молоком и какао. И это большинство нации.
И вот вопрос, почему, собственно, этой середины, этого плавного перехода в США так мало? США должны быть гораздо более цветной страной не в силу миграции, а в силу смешения рас, которого там не произошло. И это большой вопрос к этому обществу".