«Проект» рассказал о том, во что за 20 лет превратился президентский пул СМИ
Если в первые годы президентства Владимира Путина журналисты регулярно общались с президентом, в том числе и неформально, и могли сколько-нибудь достоверно рассказывать о нем стране, то теперь журналистов некогда престижного кремлевского пула даже не всегда приглашают на мероприятия и следят, чтобы они не покидали пресс-центра. Об этом пишет портал независимых журналистов «Проект» в преддверии традиционной большой пресс-конференции президента РФ.
Как отмечают авторы материала, в конце 2003 года журналистов пула пригласили в Кремль сразу после ареста Михаила Ходорковского и назначения неизвестного широкой публике Дмитрия Медведева главой президентской администрации. По словам репортеров, в ходе беседы Путин «был невероятно откровенен», однако по окончании встречи пресс-служба президента наложила запрет на его цитирование.
Тогда же сложилась практика, при которой президент уезжал в так называемый «рабочий отпуск» в Сочи и брал с собой журналистов: под конец отпуска журналистов обязательно приглашали на интересное общение «без протокола», где главе государства можно было свободно задать любые вопросы. При выезде за границу президент также собирал журналистов, объясняя им тонкости своей внешней политики.
Ситуация начала ухудшаться после того, как Путин сменил Медведева на должности премьер-министра: он стал катастрофически много опаздывать и ограничивать возможности журналистов. Виновником беспрецедентных ограничений неформально был объявлен корреспондент «Ведомостей» Максим Товкайло. Дмитрия Пескова всерьез разгневала публикация журналиста, в которой он до официальной презентации показал символ сочинской Олимпиады. Товкайло выгнали из пула, одновременно с этим введя практику, при которой журналисты могли лишь сидеть в пресс-центре и выходить только под бдительным надзором либо в туалет, либо на официальные пресс-подходы чиновников.
При этом ждать главу правительства можно было в откровенно некомфортных условиях и так и не дождаться: чтобы увидеть, как премьер откроет уникальный железнодорожный мост через реку Юрибей и ознакомится с условиями жизни строителей, журналистам пришлось лететь в Салехард, а оттуда ехать несколько часов на поезде. В итоге никаких новостей об открытии Путиным моста не появилось: глава правительства проспал и не успел вылететь на место на вертолете, и собравшихся поставили перед фактом, что мероприятие пройдет без него.
4 марта 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов пришел на заседание правительства в медицинской маске и, чтобы не заразить премьера, сел на другом конце стола. Когда журналисты захотели сообщить об этом в СМИ, замначальника пресс-службы Олег Цацурин запретил им это под угрозой отлучения от пула, употребляя нецензурные выражения.
Вскоре после возвращения на пост президента в 2012 году Путин собрал свой пул на встречу: как рассказывают ее участники, на этот раз главе государства было откровенно скучно с журналистами. За прошедшие с тех пор семь лет Путин ни разу больше не собрал свой пул для неформального общения.
Кроме того, Кремль вообще стал скрывать отдых Путина, оставляя кремлевский пул в Москве и в период бездействия президента регулярно публикуя заранее записанные на видео встречи Путина с чиновниками. Вместо этого Кремль стал все чаще прибегать к работе с так называемым «узким пулом», то есть приглашать на важные мероприятия всего нескольких проверенных и лояльных журналистов — из государственных агентств, «Коммерсанта», «Комсомольской правды», «Маяка» и некоторых других, не имеющих привычки передавать новости о неудачах президента: так, знаменитому полету президента со стерхами предшествовали несколько неудачных и пробных полетов, о которых журналистам писать запретили. В поездке в Кузбасс, где в марте 2018 года случился пожар в ТЦ «Зимняя вишня», президента сопровождал лишь один корреспондент — из РИА «Новости».
Журналист, приезжающий на мероприятие в Кремль или Ново-Огарево, проходит проверку и отправляется в пресс-центр, где проводит несколько часов в ожидании начала. За дверью всегда стоит сотрудник ФСО, который следит, чтобы журналисты не ушли дальше туалета. Большинство журналистов остаются в пресс-центре даже после начала мероприятия и смотрят трансляцию на специальном большом экране. В итоге репортеры часто предпочитают и вовсе прогулять событие, которое обычно можно посмотреть из дома, в трансляции канала «Россия-24».