Наталья Зубаревич — о России в Африке: «Понты — это не способ ведения бизнеса»
Директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в эфире программы «Особое мнение» на «Эхе Москвы» в среду, 23 октября высказала свое мнение по вопросу списания африканским странам $ 20 млрд. долга, о чем в тот же день заявил президент России Владимир Путин.
Зубаревич пояснила, что эта сумма (если перевести ее в рубли) — все расходы бюджетов субъектов РФ на здравоохранение за год.
«Мы сейчас будем заключать еще на 14 миллиардов баксов, извините за просторечие, новые контракты. И большая часть из них — потому что Африка не очень платежеспособна — пойдет оплатой за счет кредитов, выданных Россией. Слушайте, Советский Союз на этом играл долго и вылетел в трубу», — заявила Наталья Зубаревич. — «Мне казалось, что Венесуэлы достаточно, оказалось — нет. Теперь и Африка будет в этой линейке».
На ремарку ведущего эфира Алексея Соломина, что Россия импортирует из Африки продукты, она ответила, что нашей стране ничего не мешает вести с африканцами рыночные отношения «товар — деньги». «А вот эти кредиты, они же в основном на оборонку».
«Умные китайцы вкладываются в инфраструктуру, дают кредиты — у них много не только африканских, но и азиатских стран в кабале. Потому что эти кредиты очень трудно оплатить. Но это не продажа военной продукции, за которую ты потом получишь пшик за свой кредит. Это инфраструктура, которая переходит в твое ведение как управленца. Ты с этого оперативные доходы получаешь. Ну, может по уму как-то все делать? Может, брать пример с великих и могучих китайских братьев, которые не просто дали кредит, построили за счет своих китайских строительных компаний, за счет китайской техники, которая использована для возведения этих объектов. А потом, если ты бедный — ну, скажем, Пакистан или Бангладеш, — и не смог расплатиться, ты отдаешь в аренду этим же китайцам пользование. И они получают оперативные доходы. Вот это мудрая политика. Циничная, но мудрая.
Мы же, с широкой русской душой: сначала кредит, потом продали на этот кредит военное оборудование. А потом, через 5-7 лет развели руками как с Кубой и с множеством стран", — сказала Наталья Зубаревич.
«Нет ощущения, что эти деньги к нам бы не вернулись и так никогда?», — вступил в полемику с гостьей эфира Соломин.
«Но если бы вы их не давали, вы бы их и не потеряли. Вам не кажется?», — парировала профессор МГУ. — «Когда вы продаете [оружие, военную технику] Малайзии, Китаю, Индии, — они платят. Им не надо давать кредит, который потом с вероятностью 90% вам, скорее всего не вернут. У вас есть платежеспособные клиенты, но так хочется шире, так хочется войти везде, что сам готов заплатить и потом сесть в прогале. Понимаете, понты это не способ ведения бизнеса. Это способ получения издержек. Вот и имеем».
«Мы страна христианского терпения и всепрощения. Только это идет за счет простых россиян, которые эти деньги не получают в виде бюджетных расходов на человеческий капитал, — добавила она. — У нас федеральный бюджет профицитный. У нас в кубышке дело идет уже к 7% ВВП, накопленных резервов. По уму так в страну бы неплохо потратить, страна-то, в общем, не в идеальном состоянии. Но есть геополитика. Поэтому чем быстрее Россия обернется на себя и начнет рационально тратить средства, а не играть в геополитику, тем лучше будет нашему населению. Но оно безгласно, оно молчит и с удивлением наблюдает радости борьбы за Африку».