Что не так с идеей перевезти свердловских чиновников на окраину Екатеринбурга
Предложение губернатора Евгения Куйвашева проработать возможность размещения всех региональных министерств и ведомств регионального правительства в новом районе на западе Екатеринбурга действительно требует самого взвешенного подхода. Решение не принесет однозначно положительного эффекта, более того — минусов может оказаться даже больше, чем плюсов. Как на самом деле концентрация областных чиновников на территории района ВИЗ-Правобережный может отразиться на городском трафике, какие появятся дополнительные риски и есть ли альтернативы предложенной идее — по просьбе Znak.com высказались эксперты.
Все равно через центр
По мнению губернатора, которое он высказал в своей статье в «Областной газете», перемещение областных чиновников в сторону от центра Екатеринбурга даст возможность разгрузить его центр от автомобильного трафика. Сейчас транспортная ситуация на центральных улицах усугубляется концентрацией большого числа административных учреждений, уверен Куйвашев. Однако как раз первое, на что единодушно указывают эксперты, — вынос административной функции из центра города на окраину вряд ли оптимизирует сложившиеся транспортные коммуникации. Скорее напротив, это их сильно исказит, сделав транспортно-логистическую модель Екатеринбурга более проблемной.
Центр и расположенные рядом с ним районы — это традиционное место расселения тех, кто работает в госорганах. И даже крупные чиновники в подавляющем большинстве, вопреки расхожему мнению, не живут в коттеджных поселках где-то за городом. Перенос министерств и ведомств из центра на окраину в большинстве случаев не приблизит, а отдалит эти рабочие места от мест проживания. Казалось бы, что нам до чиновничьих бед? Но проблема в том, что вряд ли чиновники будут добираться до своих высоких и не очень кабинетов пешком или на трамваях.
Скорее всего, клерки от мала до велика предпочтут пользоваться личным автотранспортом, которого станет лишь больше на дорогах. И в том числе в центре.
«Центр — это логистический компромисс, потому что он равноудален от всех остальных районов города. Причем Екатеринбург устроен так, что от одной окраины до другой в нашем городе добираются, как правило, все равно через центр — хоть на личном транспорте, хоть на общественном. То есть, отказавшись от этого компромисса, мы на неопределенный срок усложним жизнь не только тем, чья окраина теперь окажется самой дальней, но и всем остальным», — считает Владимир Злоказов, основатель урбан-блога «Живые улицы».
Рассчитывать на то, что чиновники с семьями потянутся жить в «ВИЗ-Правобережный», поближе к новому месту работы, тоже не приходится. Мобильность в нашей стране слабая, поясняет урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. К тому же центр для его жителей — это не только близость к работе. Центр любого российского города — Екатеринбург здесь точно не исключение — это магазины, театры, общественные пространства и другие городские функции, с сосредоточением и разнообразием которых любым другим районам трудно конкурировать. Даже самым новым и современным.
Важно и то, что речь идет о переезде областных учреждений, напоминает Владимир Злоказов. Значительное число их посетителей — это жители области, а значит, встает вопрос о транспортной доступности административных органов для них. Например, сейчас железнодорожный вокзал и оба автовокзала — на севере и юге — соединены линией метро, проходящей через центр. А что будет, когда госорганы из центра уедут?
При этом не стоит вопрос о перемещении из центра внушительного корпуса муниципальных и федеральных служащих, с которыми областные чиновники должны плотно взаимодействовать. Более того, судя по известным градостроительным планам, сами они тоже никуда оттуда не собираются. Но уход от их сегодняшнего довольно кучного расположения в исторической части Екатеринбурга чреват как минимум все той же дополнительной нагрузкой на дороги. Ведь совместные совещания никуда не денутся, на них по-прежнему придется ездить.
Убийственная концентрация
Отдельный вопрос — как будет выглядеть новый правительственный центр. Эксперты призывают с крайней осторожностью подходить к идее строить массивы административно-офисных зданий, имея в виду, что рабочий день в них длится лишь 8-9 часов, а в остальное время это будет безжизненный кусок городской территории со всеми вытекающими последствиями. Та же проблема с советскими «спальниками» — районами, куда приезжали только спать, а днем они буквально «вымирали», замечает урбанист Аркадий Гершман. Чтобы исправить этот градостроительный просчет, уходят годы, причем далеко не везде это получается.
Новым планировщикам действительно придется поразмыслить над тем, чтобы не повторить прежний печальный опыт, согласен Владимир Злоказов. Да, это очень соблазнительная идея — собрать всех чиновников в одном месте (почему когда-то все они умещались буквально в трех зданиях, а теперь и одному областному министерству порой нескольких зданий бывает маловато — отдельный вопрос).
Можно даже не пожалеть на это миллиарды и десятки миллиардов, хотя, кажется, в городе есть дела и поважнее, на которые, как водится, «денег нет».
Можно также прислушаться к опасениям и не переносить административный центр из городского центра, построив новый правительственный комплекс на территории какого-нибудь бывшего завода, склада или пустыря. Но крайне важно не получить в итоге в этом месте новый очаг городских проблем, включая проблему с безопасностью, предостерегает урбанист.
Проблемы, кстати, могут возникнуть и в тех местах, откуда предполагается перевезти чиновников, добавляет Аркадий Гершман. Административный центр дает занятость и доходы не только госслужащим. Всем им надо питаться, у всех есть другие повседневные или эпизодические нужды. Когда потребителей этих услуг не станет, очевидно, бизнесу придется несладко.
Еще один немаловажный вопрос — а что будет с оставленными административными зданиями? В них годами вкладывали серьезные деньги — прежде всего ради комфорта и безопасности их обитателей. Потянут ли эти расходы новые собственники или арендаторы? Появятся ли они вообще? Не окажутся бывшие правительственные офисы и особняки частично или полностью заброшенными? Конечно, самым забавным поворотом в этой истории будет, если место переехавших чиновников в итоге займут другие чиновники.
Им бы наши проблемы
Нельзя сказать, что идея свердловского губернатора в экспертной среде никого не воодушевляет. Например, Лев Владов, основатель сообщества «Челябинский урбанист», считает ее вполне здравой и сожалеет, что пока об этом никто не говорит в Челябинске. Сразу несколько кварталов в историческом центре Челябинска тоже заняты административными и силовыми структурами. И, по мнению Владова, это мешает реализовать потенциал, которым априори обладает любой исторический центр.
«Получается, что гигантская территория де-факто выключена из городской жизни. Там толком не представлен бизнес, соответственно, туда незачем приходить людям. Только чиновники, силовики и парковки, которыми пользуются они сами и их посетители. Прекрасной идеей было бы поэтапно перенести их всех куда-то в другое место, возможно, с более продуманным размещением, с новой, продуманной специально под них инфраструктурой. А центр города — отдать под кафе, рестораны, магазины, театры, общественные здания — иными словами, вернуть людям», — поделился своим видением Владов.
При этом он призывает не бояться проблемы на дорогах, напоминая, что чиновники и те, кому они понадобились, будут «в противофазе» с основным трафиком. Последний, кстати, может и уменьшиться, ведь многие, кто едет утром в центр, спешат как раз на встречи с чиновниками, отметил собеседник Znak.com. Впрочем, добавил он, многое зависит от текущей градостроительной ситуации конкретного города и возможностей на нее влиять.