Меркель: «Российский газ остается российским газом»
Канцлер ФРГ ответила на вопрос нардепа Украины, поставившей проблему прокладки трубопровода в один ряд с «зелеными человечками».
Россию нельзя исключать из газового рынка Евросоюза по политическим мотивам, заявила 16 февраля Ангела Меркель, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности.
Канцлер ФРГ напомнила, что газ из СССР всегда «поступал в полном объеме», даже когда она была «ребенком во времена ГДР», и сейчас Германия будет оставаться надежным рынком сбыта природного газа, откуда бы он ни поступал, несмотря на возможность поставок сжиженного газа из США.
Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии.
«Обращаясь к нашим американским коллегам, хотелось бы сказать, что у нас уже в течение трех лет [есть] разрешение на экспорт из США СПГ. И до этого мы не пользовались американским газом. Мы получали газ с Ближнего Востока, у нас были собственные источники, в Норвегии например. И сейчас, когда оказалось, что разумно импортировать сжиженный газ из США и цены разумные — все говорит за то, чтобы закупать американский сжиженный газ. Но мы не собираемся исключать Россию из нашего поля зрения. И в 2014 году очень резко изменилась ситуация. В 2019 году все выглядит очень плохо, но мы должны продолжать над этим работать. Геостратегически Европа не вправе прерывать отношения с Россией. И поэтому я веду определенную политику. Но эта политика постоянно обсуждается, подвергается сомнению. И, с одной стороны, конечно, я на стороне господина Порошенко. С другой стороны, конечно, вопросы, связанные с „Северным потоком — 2“, также для меня остаются очень важными».
Ранее США неоднократно критиковали проект «Северный поток — 2» и грозили немецким компаниям санкциями, если они будут поддерживать строительство газопровода. Россия назвала эти действия «недопустимым средством давления», связанным с тем, что американцы думают о поставках в Европу собственного СПГ.
Как стоит трактовать слова Меркель, рассуждает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев.
«За последние десятилетия так уж получилось, что Германия очень активно была завязана на поставках сначала советского, потом российского газа. Из всех стран Евросоюза именно Германия наиболее сильно была задействована на российском направлении. До начала всех этих кризисных явлений, до 2014 года, в России работало шесть тысяч немецких фирм. Взаимопроникновение и сотрудничество между нашими странами было очень велико. И разрывать такие связи для Германии — это тоже очень сложно и чревато… Но все-таки США давят. И даже те страны, где к власти пришли правительства, которые хорошо относятся к нашей стране: та же Австрия, та же Венгрия, например, или Греция — все равно в той или иной форме им приходится выполнять общееэсовскую, как говорится, дисциплину. Пока ни одна из стран Евросоюза не может однозначно сказать: а мы вот полностью выходим из системы санкций и не будем их придерживаться».
Меркель также заявила, что Германия поддерживает санкции в отношении России и ограничительные меры «должны быть согласованы» с Украиной. По мнению немецкого политолога Александра Рара, Меркель пытается балансировать между Вашингтоном и Москвой.
Александр Рар, журналист, политолог.
«Меркель приходится здесь, в Мюнхене, держать баланс, как никогда ранее. Она не хочет перессориться с Америкой, она не хочет перессориться с восточными европейцами, которые требуют более жесткой политики в отношении России, и, с другой стороны, не хочет потерять Россию для Европы. То, что она сказала, я не рассматриваю это как антироссийскую риторику. Она просто не хочет, чтобы американцы, украинцы или поляки за спиной Германии и Франции договаривались о более жестких санкциях в отношении России. Меркель всегда стоит на точке зрения, что санкции должны заставить Россию быть более последовательной в исполнении минских договоренностей, а не разрушать российскую экономику. Американцы, поляки, некоторые другие европейские страны хотят жесточайшие санкции постоянно придумывать для того, чтобы разрушить стратегические элементы российской экономики… Пока в Европе и в Америке целенаправленно ведется политика наказания России. Выстроить Европу без России, даже против России. И это в отличие от того, что хочет Германия. У Германии позиция достаточно изолированная. И я не могу быть таким оптимистичным, как еще несколько лет тому назад: возвращение партнерства, стратегические отношения между Россией и Западом — по-моему, это нужно будет отложить в очень долгий ящик».
Глава МИД России Сергей Лавров, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, сказал, что Евросоюз позволил «втянуть себя в бессмысленное противоборство с Россией и несет многомиллиардные убытки из-за навязанных им из-за океана санкций». Россия, вопреки «многочисленным спекуляциям», заинтересована «в сильном, самостоятельном и открытом Евросоюзе», сказал Лавров. По его мнению, «общеевропейскому дому нужен капитальный ремонт», однако эффективно решить имеющиеся проблемы возможно лишь сообща.