СМИ: Кремль продвигает свою повестку через «купленые» Telegram-каналы
На рубеже 2016-2017 годов Кремль начал тратить сотни миллионов рублей на продвижение своей повестки в Telegram и таким образом сформировал целую империю связанных с властью каналов. Об этом говорится в расследовании онлайн-издания «Проект».
До 2017 года, когда анонимные Telegram-каналы только начали появляться, их существование вызывало крайне негативную реакцию Кремля из-за их неконтролируемости. После того, как стало известно, что инсайдерской информацией авторы каналов в действительности не обладают, чиновники администрации президента решили сами создавать эти каналы и попросили на этот проект несколько сотен миллионов рублей.
Одной из первых задач подрядчиков стала дискредитация Алексея Навального перед выборами президента в 2018 году, пишет издание. Крупнейшие сети каналов сформировались вокруг двух первых заместителей главы АП Сергея Кириенко и Алексея Громова, а также «Роснефти». Так, посты в телеграм-канале «Незыгарь» публикует владелец компании «М 13» и технолог Минобороны Владислав Клюшин: именно «М13» разработала систему мониторинга СМИ «Катюша», которой пользуются министерство обороны и администрация президента.
Каналом Mash управляет Степан Ковальчук — сын президента «Национальной медиа группы» Кирилла Ковальчука и внучатый племянник друга Владимира Путина Юрия Ковальчука. Канал «Караульный» осенью 2017 года предположительно был куплен «Роснефтью» за 10 миллионов рублей, после чего из канала исчезли все негативные упоминания о компании. Когда вице-премьер Дмитрий Козак убеждал нефтяников заморозить цены на бензин, на него началась атака при участии именно этого канала, отмечает «Проект».
Во сколько биткоинов обойдется пост и о чем нельзя писать
Расценки телеграм-каналов зависят от бюджета: как выяснили авторы расследования на собственном опыте, за пост свыше ста слов канал «Незыгарь» просил 1,5 биткоина (около 630 тысяч рублей на тот момент), за пост меньше — 0,008 биткоина за каждое слово, а пакет из трех публикаций предложили по «выгодному тарифу» — три биткоина. За посты в «Караульном», «Футляре от виолончели», «Медиатехнологе» и «Бойлерной» просили от 30 до 60 тысяч рублей в зависимости от канала «Кремлевский мамковед» берет 30 тысяч за пост, а «Дабл Ять» — 50 тысяч.
Кроме того, в Telegram-каналах присутствуют стоп-листы. Так, «Караульный» не размещает платные посты с упоминанием в негативном свете сотрудников АП, Совета безопасности и нефтяных компаний, а один из подрядчиков рассказал, что получал от крупного футбольного клуба заказ заблокировать распространение негативной информации об арестованных футболистах Александре Кокорине и Павле Мамаеве.
Существует также «блок на блок» — практика, при которой заказчик негатива на какого-либо человека или компанию может дополнительно заплатить каналам, чтобы они не брали деньги за блок от «пострадавших». Официально в «Караульном» свои контакты с властью не опровергают, но уверяют, что у них «постоянно есть критика федеральных и региональных чиновников».
При этом отмечается, что даже непроверенная информация, опубликованная в крупном канале, получает широкое распространение, включая авторитетные СМИ. Примером такого фейка стало сообщение «Незыгаря» о планах президента РФ уже в этом году изменить Конституцию. После выборов президента Telegram-каналы настроены скорее на информационную войну друг с другом, продолжает «Проект».
Администрация президента тем временем переключилась на публичные группы в WhatsApp и Viber, которые также похожи на Telegram-каналы. По мнению властей, эти мессенджеры влияют на настроения людей в регионах, а отсутствие в группах точки зрения власти могло, в частности, стать причиной плохих результатов кремлевских кандидатов на осенних выборах.
Чиновники прибегли к данным системы мониторинга СМИ и соцсетей «Призма», которой пользуются первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко и все подчиненные ему региональные подразделения. С осени 2018 года в ней появился обзор негативных сообщений о власти в открытых группах WhatsApp и Viber. Эту информацию подтвердил и собеседник, близкий к компании-производителю «Призмы».