Анатомия слухов: министрам придумывают назначения
Накануне майских праздников слухмейкеры неожиданно оживились и заново «пустили в народ» все старые прогнозы о перестановках во власти. При этом первыми в их поле зрения попали министр обороны Сергей Шойгу, губернатор Тульской области Алексей Дюмин, вице-премьер Александр Хлопонин и его коллега по правительству, первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Более того, некоторые медиа «перетряхнули» кабинет министров практически полностью. А под конец на свет божий вытащили даже гулявший по околокремлевской тусовке слух о замене главы МИД Сергея Лаврова, который, как все знают, уже много лет просится на пенсию, на президентского пресс-секретаря, бывшего дипломата Дмитрия Пескова.
И это явно не конец, потому что до инаугурации Владимира Путина остается еще 10 дней, а правительство и вовсе начнет формироваться только на 11-й, после того как 8 мая Дмитрий Медведев будет переназначен премьером.
По «силовой» теме главным слухмейкером внезапно оказался главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он рассказал, что главой Минобороны станет нынешний губернатор Тульской области Алексей Дюмин, а Сергей Шойгу получит формальное повышение, став вице-премьером. Дюмину, которого раньше неоднократно называли потенциальным преемником Владимира Путина, даже пришлось прокомментировать сообщение Венедиктова. Губернатор Тульской области, как положено офицеру (он был сотрудником президентской охраны, а затем замминистра обороны) заявил, что готов выполнить любое указание президента. Правда, пока он руководит областью, приступил к этому совсем недавно и намеревается долго и плодотворно работать на нынешнем посту.
Речь тут явно идет об информационной атаке как на Шойгу, так и на Дюмина. Министр обороны, с учетом того, что Россия воюет в Сирии и «меряется силами» с НАТО, должность явно более серьезная, чем вице-премьер. Замглавы правительства — явно не тот пост, с которого можно рассчитывать стать преемником президента. А о таких шансах Шойгу медиа тоже неоднократно рассуждали.
Что касается Дюмина, то ему, конечно, если он также хочет стать преемником, надо постепенно двигаться вверх во властной иерархии. Но явно не сейчас, за шесть лет до выборов 2024 года, после которых, в теории, Владимир Путин должен освободить президентский пост. Это был бы явный фальстарт, считает источник, близкий к администрации президента. Так что, по его мнению, данный слух был направлен на то, чтобы подпортить Дюмину репутацию.
Иная история с вице-премьером Александром Хлопониным, который, по версии оппозиционера и борца с коррупцией Алексея Навального, продал свою итальянскую виллу миллиардеру Михаилу Прохорову втрое дороже рыночной цены. О Хлопонине и так уже несколько месяцев ходят упорные слухи, что он уходит из правительства. Причем, весьма вероятно, вместе со своим старым соратником, министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым.
Внезапный скандал, тем более в формате информатаки на Хлопонина и в свете готовности Прохорова пойти по следам миллиардера Алишера Усманова и судиться с Навальным, вице-премьеру скорее на руку. Президент Путин, как известно, не любит увольнять «под давлением», так что у Хлопонина, похоже, появляется шанс остаться. В связи с чем появилась даже версия, что это мог быть «самострел» со стороны хлопонинской команды, которая сама организовала слив компрометирующей информации.
«Самострелом» могут быть и слухи об отставке первого вице-премьера Игоря Шувалова. Уже неоднократно возникали разговоры о том, что он рассчитывает получить то ли пост премьера, то ли возглавить президентскую администрацию. Но ни того, ни другого так и не случилось, при этом дальнейшее пребывание в правительстве угрожает многомиллиардному состоянию вице-премьера, которым сейчас формально управляет «слепой траст», созданный чтобы избежать конфликта интересов.
На самом деле, такой конфликт так или иначе сохраняется — это противоречие между стремлением сохранить и преумножить капиталы, в значительной мере размещенные на Западе или вложенные в зарубежные активы, и работой в российском правительстве в условиях санкций и нарастающего противостояния все с тем же Западом.
Это же касается и поста министра иностранных дел. Сергей Лавров, как говорят, давно бы уже ушел на покой, тем более, часть семьи у него, если верить слухам, проживает за границей. В свою очередь Дмитрий Песков, как говорили еще в 2017 году, устал от роли «голоса президента». Да и в узком кругу Владимира Путина его считают слишком откровенным манипулятором.
Однако ни то, ни другое не значит, что Путин решить сменить кого-то из этих двоих, если, разумеется, он не намерен изменить курс внешней политики России. Но это никак не может случиться сразу после инаугурации и до встречи с европейскими лидерами, в первую очередь, президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель. И уже тем более до переговоров с президентом США Дональдом Трампом, достижение договоренности о которых сейчас считается одной из главных задач Кремля. Так что шансы Лаврова оставить свой пост сразу после выборов кажутся незначительными.
«Пакетные» прогнозы о переменах в правительстве отличаются глобальностью. Большинство из них предполагает отставку как минимум половины министров и вице-премьеров и приход в Белый дом множества новых людей. И это не считая «ветеранов», вроде Алексея Кудрина, которого «сватают» то ли в правительство вице-премьером по экономической стратегии, то ли в администрацию президента с аналогичным функционалом.
Кроме того, чаще всего слухмейкеры «увольняют» министра образования Ольгу Васильеву, «повышают» в должности до вице-премьера нынешнего министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. А возвращают в Белый дом, помимо Кудрина, помощника президента Андрея Белоусова и нынешнего главу Счетной палаты Татьяну Голикову.
Комментаторам, как видно, хочется активных кадровых перемен во власти. Однако, похоже, что кадровая политика Владимира Путина, по крайней мере, на этом этапе, становится более предсказуемой. Никакой «кадровый резерв» для создания нового правительства ему не нужен — время перемен еще не наступило. А может, глава государства вообще больше не готов к масштабным переменам, даже в области кадров, не говоря уже о внутренней и внешней политике.