Антиправительственные протесты в Иране: десятки погибших за сутки
Протесты в Иране. За последние сутки погибли десятки человек. Это данные гостелевидения страны, передает ВВС. Иранские СМИ не уточняют, где и когда погибли люди. Ранее поступали сообщения о шести погибших, в том числе о двух убитых в городе Изе на юго-западе страны.
Политолог, специалист по Ирану Каринэ Геворгян опасается комментировать ситуацию, пока не появилась официальная позиция России в государственных СМИ:
«Меня очень смутило то, что протесты начались с города Мешхед на северо-востоке Ирана. Это не самая протестная и не самая фрондерская провинция. Пожалуй, самые фрондерские — это Шираз и Азербайджан. Там таких выступлений не отмечено. С другой стороны, на территории Хорасана, где находится Мешхед, там могут действовать и разные иностранные агенты, включая группу „Хорасан“, террористическую. Я считаю, что пока российские СМИ не дадут объективную картинку, я опасаюсь это комментировать».
Протесты были предсказуемы, но, скорее всего, ни к чему реальному не приведут, считает руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:
«Протесты в Иране не первый год. Дело в том, что последние пять лет как минимум в Иране обострились социально экономические проблемы, вызванные сокращением поступлений от продажи нефти, с другой стороны, вызванные экономическими санкциями, проводимыми со стороны Запада. Несмотря на то, что несколько лет назад была достигнута договоренность по ядерной программе, определенная часть санкций была снята, речь идет о долгосрочном эффекте. Естественно, никто не думал, что в одночасье все эти накопившиеся социально-экономические проблемы тут решены. Существует еще внешнеполитическая активность Ирана, которая с ревностью воспринимается его соперниками, которые также дополнительно чинят Ирану сложности. Вот это все вместе привело к тому, что ситуация в целом ряде отраслей промышленности ухудшалась, росла безработица, накапливались социальные проблемы. Участие Ирана в сирийской кампании также было сопряжено со значительными затратами. Это также негативно отразилось на ситуации. Что можно ожидать? Я думаю, что, в любом случае, сегодня мы можем говорить о том, что протестный электорат, его процент увеличится. Это, естественно, будет влиять на внутреннюю политику страны, в частности, электоральные циклы будут проходить все сложнее и сложнее. Но говорить о том, что нынешние протесты могут привести к каким-то радикальным изменениям в политической жизни страны, не приходится. Эффективность административных ресурсов продолжает оставаться высокой, а с другой стороны, некоторые послабления в общественной жизни. В последнее время послабления режима в отношении иранских женщин. Репрессивные методы, которые были последние несколько лет, они смягчаются. Режим старается более-менее проводить сбалансированную политику. Те силы, которые могли бы выступить в поддержку протестных настроений, представители радикальной оппозиции, так или иначе, отстранены от реальной политики. У них нет реальных рычагов. Консерваторы пытаются использовать эту ситуацию в своих интересах, но им тоже не выгодно расшатывать ситуацию, поддерживая эти настроения. Есть риск все-таки расшатать режим. Поэтому думаю, что в ближайшее время, возможно, будут какие-то экстренные меры приняты, которые могут быть одобрены парламентом. Духовное руководство также заинтересовано в том, чтобы купировать эти риски. Поэтому в ближайшее время можно ожидать ужесточения контроля над этими протестами. Все зависит от того, какие будут приняты радикальные меры, что предложит правительство, как это реально отразится на ситуации».
Президент Ирана Хасан Роухани уже заявил, что активизирует усилия для решения экономических проблем в стране. Иранские официальные СМИ сообщают, что силы безопасности отбили несколько попыток демонстрантов взять под контроль полицейские участки и военные базы. При этом по информации СМИ, эти демонстранты были вооружены.
Кувейтская газета «Аль-Джарида» со ссылкой на собственные источники сообщает, что Израиль и США хотят ликвидировать командующего подразделением «Эль-Кудс» иранского «Корпуса стражей Исламской революции» генерала Касема Сулеймани.
Прокомментировал в своем Twitter происходящее и американский президент: «Великий иранский народ подвергался репрессиям в течение многих лет, — написал он, — иранцев лишают не только прав человека, но и богатств Ирана. Настало время для перемен».
Протесты провоцируют и возглавляют «элементы антиисламской революции, базирующиеся за пределами страны», — заявил председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политике Меджлиса Ирана Алаэддин Боруджерди. Схожие заявления сделали и некоторые другие иранские политики во власти.
Протесты провоцируют и возглавляют «элементы антиисламской революции, базирующиеся за переделами страны», — заявил председатель Комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса Ирана Алаэддин Боруджерди. Схожие заявления сделали и некоторые другие иранские политики. Однако все эти разговоры про внешнее вмешательство не имеют под собой почвы, уверен руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко:
«Я думаю, что все-таки это чисто внутренняя разборка, потому что кто-то из Персидского залива, из суннитских государств будет влезать в эти внутрииранские дела, я бы не стал. Другое дело, что проще всего объяснить то, что там происходит, происками внешними. Это для Ирана очень характерно. Но не забывайте, что в Иране разноплановая политическая элита, и есть недовольные люди нынешним президентом Роухани, и недовольные его политикой. Один полюс — это Хаменеи, но он уже очень старый, другой полюс — это Роухани. Между ними много разных политиков. Существует Корпус стражей революции, который временами играет собственную роль. Так что я думаю, что все-таки внутренняя разборка. А что они там пишут про себя? Ну, понятно, что они этого признавать не будут. Я думаю, что это серьезно, другое дело, что там не произойдет никакой исламской контрреволюции, но я думаю, что напряжение будет постепенно нарастать».
Россия, скорее всего, воздержится от подробных комментариев по поводу происходящего в Иране, считает зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов:
«Россия не вмешивается во внутренние дела иностранных государств. Иран — это суверенное государство, и там есть своя законная власть, и мы в этих случаях поступаем таким же образом практически везде. Что мы должны выразить, что вы ждете от меня, каких слов? Я вам сказал, что Россия не вмешивается во внутренние дела суверенных государств. Если речь идет о Востоке, там вообще бывает все сложно понять. Заявления могут быть, в принципе, только одного характера: чтобы все проходило в рамках закона и без насилия. А если попытаться кому-то извне начинать рулить этими процессами, то это всегда приводит к еще большим жертвам».
Всего с начала уличных демонстраций в Иране погибли уже, по меньшей мере, 12 человек. Протесты продолжились в новогоднюю ночь, несмотря на воскресные призывы президента Хасана Роухани к порядку.
Он признал наличие серьезных проблем в экономике страны и рост коррупции, а также то, что люди свободны протестовать. Однако полиция применила слезоточивый газ и водометы для разгона толпы на площади Энкелаб в Тегеране. Крупные акции также прошли в других городах.
Российский МИД прокомментировал Business FM беспорядки в Иране так: «Это внутреннее дело Ирана. Выражаем надежду, что ситуация не будет развиваться по сценарию насилия и кровопролития. Недопустимо внешнее вмешательство, дестабилизирующее обстановку».