15 квартир, 130 автомобилей, 710 000 подарков
Фонд «Уральские самоцветы», который проводит в Свердловской области одноименный фестиваль, определился с перечнем призов, которые будут разыграны 10 сентября, в день выборов губернатора. Но как будет проходить розыгрыш, организаторы до сих пор не придумали. Да и реклама мероприятия, которое должно поднять явку на выборах, ведется в области пока не очень активно. Эксперты считают, что активный пиар фестивалю и не нужен, ведь его официальная миссия — прикрытие кампании по поднятию явки на выборах.
Акция, которую раньше организаторы называли розыгрышем призов (и ни в коем случае не лотереей), теперь официально называется «награждение победителей». Как именно технологически будет организовано это награждение, пока неизвестно. По словам представителя фестиваля, технология пока дорабатывается. Судя по всему, организаторы ищут максимально законную форму вручения ценных подарков жителям, так как в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится, что «в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом». По словам источника Znak.com, организовано все будет в соответствии законом, так как выборы формально никак не связаны с фестивалем.
Известно, что каким-либо образом принять участие в акции и в теории выиграть квартиру или машину смогут только жители тех 20 муниципалитетов, которые участвуют в фестивале, он проходит в Арамиле, Артемовском, Асбесте, Березовском, Верхней Пышме, Верхней Салде, Ирбите, Каменске-Уральском, Качканаре, Краснотурьинске, Лесном, Невьянске, Нижнем Тагиле, Новоуральске, Первоуральске, Полевском, Ревде, Реже, Сысерти и Серове. Жители Екатеринбурга, например, не смогут поехать в соседний город, чтобы поучаствовать в акции.
Сколько точно средств поступило в фонд на покупку призов, пока неизвестно — организаторы говорят, что не могут назвать точную цифру, потому что средства продолжают поступать в фонд. Ранее источники Znak.com сообщали, что закупка призов и организация мероприятия обойдется в 100 млн рублей. Как рассказала Znak.com член координационного совета фестиваля по связям с общественностью Елена Стрелецкая, в списке подарков будут 15 квартир, 130 автомобилей «Лада Гранта» черного и белого цветов в базовой комплектации, а также 710 тыс. ценных подарков и сувениров, в том числе будет бытовая техника, например пылесосы и микроволновки.
На официальном сайте «Уральских самоцветов» в качестве партнеров указаны сеть магазинов бытовой техники «Норд», сеть автосалонов и техноцентров «Автовек», клиентское рекламное агентство «Почерк мастера» и несколько региональных изданий. «Автовек» — официальный дилер машин «Лада» в Екатеринбурге. Стоимость самой дешевой «Лада Гранта» на сайте компании составляет 330 тыс. рублей, таким образом, 130 автомобилей обойдутся в 42,9 млн рублей. В городах, где проходит фестиваль, недорогие однокомнатные квартиры на сайте Уральской палаты недвижимости стоят от 450 тыс. рублей (Реж) до 1,3 млн рублей (Нижний Тагил). Можно предположить, что 15 квартир обойдутся примерно в 15 млн рублей (с запасом). Стоимость ценных подарков, по данным Znak.com, составит до 4 тыс. рублей за штуку. Технику, вероятно, будут закупать именно в магазинах «Норд», их филиалы есть в большинстве городов области.
Как ранее писал Znak.com, цель всего фестиваля «Уральские самоцветы», а также крупного призового фонда — увеличение явки на выборах губернатора Свердловской области. При этом фестиваль пока активно не рекламируется. Организаторы лишь расставили по области несколько десятков баннеров, информирующих об «Уральских самоцветах».
В ближайшее время фонд собирается выпустить тираж газеты в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и других территориях. В них будет подробно рассказываться об акции, о том, куда можно будет приходить за призами, где будут расположены центры награждения. На странице «Уральских самоцветов» на YouTube есть один 15-секундный ролик, в котором рассказывается о призовом фонде фестиваля. Выглядит он как реклама, которая будет использоваться либо на YouTube перед роликами для таргетированной аудитории, либо на телевидении. Пока организаторы не могут сказать, где будут крутить это видео.
Основная работа «Уральских самоцветов» — проведение мероприятий в городах. В соцсетях фестиваля почти каждый день появляются отчеты о народных гуляниях, концертах и других мероприятий для местных жителей. В Невьянске, например, прошел День Невьянской башни, в Новоуральске — выставка цветов и достижений садоводов-пенсионеров, на которой было выступление замглавы города и концерт «Мелодии лета», в Ревде — фестиваль спорта, в Сысерти — смотр народных талантов. С этой недели на подобных мероприятиях жителям начнут рассказывать об акции 10 сентября.
По мнению политтехнолога Алексея Швайгерта, фестиваль — это лишь форма для прикрытия «операции по мобилизации избирателей», а таким политтехнологическим приемам и не нужна особая реклама. «Важно, насколько эффективно будет проведена работа по рекламированию явки на участках, как удастся убедить людей прийти голосовать. Это будет не только мотивация идти на выборы, чтобы выиграть приз, на нее будут наложены и другие инструменты, например обязаловка. Важно, как на местах сработают мотиваторы, например, будут ли отрывные талоны с розыгрыша, которые надо будет предъявить на предприятии», — говорит эксперт. Пока, по его словам, в Свердловской области технологию с отчетностью по лотерейным билетикам, собранным телефонам или адресам использовать не собираются, что, по мнению Швайгерта, скорее плохо для фестиваля. «Избиратели могут понять, что это слабый инструмент, и если не увидят контроля, не придут на выборы. Либо мобилизуется не та целевая аудитория», — говорит Швайгерт.
Как известно Znak.com, акцию с розыгрышем призов поддержали на федеральном уровне, несмотря на замечания главы ЦИК Эллы Памфиловой о том, что организаторам необходимо быть максимально осторожными. Пока единственный политический инцидент с «Уральскими самоцветами» произошел в Сысерти: в местном кафе проходило чаепитие с пенсионерами, в нем принимали участие кандидаты в депутаты от «Единой России» Сергей Коновалов и самовыдвиженец Илья Тугбаев. Депутат-коммунист Михаил Кесельман вызвал полицию, так как посчитал происходящее чаепитие подкупом избирателей. Когда на место прибыл наряд, представители фестиваля заявили, что они пригласили кандидатов, потому что они им симпатичны, рассказывал Znak.com местный депутат-коммунист Михаил Кесельман. Был составлен протокол по статье 5.10. КоАП «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».
Член оргкомитета фестиваля Елена Стрелецкая сказала, что не знает об этой ситуации, но заявила, что к фестивалю претензий быть не может, так как это неполитическая акция. «Фестиваль не связан с выборной кампанией и ни с одним из кандидатов, мы максимально абстрагируемся от него. Может быть, сами кандидаты пытались использовать площадку фестиваля. Я не исключаю желание депутатов попиариться. У нас все в рамках закона», — рассказала представитель фестиваля.
Официальная цель мероприятия — «дать возможность проявить себя талантливым людям, познакомить земляков с их творческими и спортивными достижениями». В оргкомитете подчеркивают, что 10 сентября фестиваль не закончится, а продолжится до 10 октября. После выбора фонд расформирован не будет, а займется другими проектами.
«Фонд учрежден Уральской торгово-промышленной палатой. Фестиваль — первая и самая значимая акция, которую фонд и УТТП проводят. После его окончания мы будем выбирать и поддерживать другие нужные людям проекты. Мне кажется, это здорово, когда бизнес занимается такими инициативами», — сказала Елена Стрелецкая.