Россия в любой момент может лишиться более четверти своих международных резервов
Контрсанкции России (отправка домой более половины американских посольских работников — их сейчас около тысячи, а должно остаться 455, как российских дипломатов в США), арест посольской дачи и склада — меры правильные, но запоздалые, частичные и потому недостаточные.
Запоздалость мер очевидна: они реагируют не на отказ от отмены прошлых конфронтационных шагов США, больше напоминающих циничный грабеж, но на их новые шаги, которые уже низвели отношения наших стран на качественно новый уровень.
Кроме того, эти меры частичны: они не затрагивают второй посольской дачи США в Москве (о которой все умалчивают) и позволяют американцам эвакуировать все, что им надо, из их склада, то есть не наносят реального ущерба.
Принципиально важно, что сейчас перед Россией стоит вопрос уже не престижа или формата отношений с США, а спасения своих денег, причем очень значительных. 109 млрд долл., то есть более четверти всех международных резервов страны, вложены в госбумаги США и могут быть заморожены в любой момент. Ведь США уже замораживали активы Ирана, КНДР и Сирии на десятки миллиардов — после того, как подобно сегодняшней России, объявляли их своими врагами.
Принятый сенатом и конгрессом, а в среду подписанный президентом Трампом закон о санкциях, в том числе против нас, является не просто попыткой принудить Европу покупать вместо «тоталитарного» российского «демократический» американский газ — переплачивая за «свободу» даже больше, чем переплачивает Украина.
Этот закон — часть пакетного межпартийного соглашения о глубокой корректировке, а формально и вовсе отмены Obamacare (масштабной реформы здравоохранения, оцениваемой в 1 трлн долларов), — и поэтому Трамп не может отказаться от него по принципиальным политическим, а отнюдь не чисто силовым причинам. Этот законопроект предусматривает и анализ последствий заморозки активов России — то есть, получается, такая заморозка вполне допускается!
На этом фоне обещания Министра финансов США действовать против нас активно и разрушительно выглядят отнюдь не абстрактной, а совершенно конкретной угрозой.
Промедление, ставшее нормой поведения российской бюрократии, может обернуться чудовищными потерями, так как заморозка 109 млрд долл. в госбумагах США вызовет панику и разрушительную девальвацию рубля, — не говоря о крахе ряда российских банков, которые сейчас кажутся безупречными.
Но рассчитывать, что либералы в правительстве это предотвратят, нелепо. Так что потеря 109 млрд долл. международных резервов, то есть более чем их четверти, реально встает в повестку дня.