Под ударом: новые санкции бьют по российским бизнесменам
Под ударом: новые санкции бьют по российским бизнесменам
Закон, предложенный Конгрессом США, позволяет заморозить активы предпринимателей, находящиеся на территории их страны. Главное основание — близость предпринимателей к президенту Владимиру Путину.
Санкции могут грозить крупным российским бизнесменам. Об этом говорит один из абзацев нового санкционного закона. Американский Минфин, разведка и Госдеп должны за полгода собрать информацию о крупных российских бизнесменах. Установить все их активы, в том числе зарубежные, выяснить происхождение состояний, роль фигурантов в российской экономике, а также степень близости предпринимателей к президенту Владимиру Путину и «другим членам российской правящей элиты».
Что с этой информацией будут делать дальше, непонятно. Текст оставляет простор для самого широкого толкования. Наверное, у любого крупного бизнесмена в кабинете висит его фотография с президентом, да и в Google найти эти снимки несложно. Вот и основание, чтобы ввести санкции. Нашлись активы в Америке или любой другой стране, которая подчиняется Штатам? Могут заморозить. Вернуть почти невозможно.
Александр Трещев адвокат:
«Американцы любят манипулировать размытыми понятиями. Они считают, что могут действовать по всему миру — там, где фигурирует доллар. Поэтому, скорее всего, если у чиновников, предпринимателей есть активы, объекты, приобретенные за доллары, то нет никаких сомнений, что они моментально американцами могут быть заморожены. Как денежные вклады, так недвижимость и ценные бумаги, если таковые имеются».
На ум сразу же приходит Михаил Прохоров, по сути, бывший российский бизнесмен, продавший основные активы. Но у него есть медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени и снимок — бизнесмен с наградой на груди и президент. А еще у Прохорова — американский баскетбольный клуб и валютные счета. Или Михаил Фридман, который теперь гражданин мира. Системный российский бизнесмен и при этом владелец сети американских прачечных и других сервисов. Эта покупка, как писали СМИ, когда-то обошлась Фридману почти в полтора миллиарда долларов. Список можно продолжать долго. И в нем наравне с яхтами и виллами в Майями будут фигурировать американские промышленные предприятия. Пока стоит воспринимать как потенциальную угрозу, считают эксперты.
Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:
«Я думаю, что олигархи прекрасно понимают, что те же американские спецслужбы давно уже собрали на них досье. А вот общий настрой, конечно, будет иметь последствия. Задача состоит в том, чтобы создать негативный фон. Сам факт того, что тот же американский бизнес начнет понимать, что никакого улучшения не будет, что никакой перезагрузки не будет».
Закон может сильно осложнить жизнь крупных бизнесменов. Их российские компании, как показывает практика, легко переходят в другие руки. А теперь под ударом и заграничные активы. Многие припоминают «холодную войну», но у советских граждан не было иностранной собственности, тем более в США.
Впрочем, эта расплывчатая угроза вряд ли претворится в жизнь. Если Москва симметрично встанет на защиту своих, то больше пострадают Штаты. Российские активы есть у самых крупных американских корпораций. Boeing, General Electric, Ford, Pepsico, Procter & Gamble. Инвестиции в шельф Exxon Mobil. И на закуску McDonald’s, против которого уже призывают ввести санкции. Все вместе — санкционный щит России.
Повод для беспокойства будет, если американцы начнут массово продавать свои российские активы. До вчерашнего дня этим компаниям явно такие мысли в голову не приходили.