В преддверии встречи Путина и Трампа готовятся новые провокации в Сирии
МИД РФ ожидает новых провокаций с инсценировкой химических атак в двух сирийских городах — это Саракаб и Арриха. Об этом официальный представитель министерства Мария Захарова сообщила в четверг, 29 июня. Так российское внешеполитическое ведомство отреагировало на заявления американского Белого дома, который усмотрел в действиях властей Сирии признаки подготовки к использованию химоружия и пригрозил принять меры.
Арабская республика опровергла эти обвинения. По словам Захаровой, «официальные лица в Вашингтоне отказались подтверждать какими-либо фактами» свои заявления о подготовке правительством Башара Асада химатаки. Сама она считает эти заявления провокационными, а американскую кампанию против Дамаска — «традиционной» (напомнив, что по такому же сценарию в 2013 году аналогичная провокация чуть не стала поводом для прямой интервенции Запада в Сирию). Россия тогда урегулировала конфликт — предложила план ликвидации химоружия в Сирии. К 2014 году все оно было уничтожено под международным контролем.
Для россиян реализация планов в Саракабе и Аррихе означает новые опасения реализации противостояния между нашей страной и США. Захарова напомнила, что в апреле этого года в сирийском городе Хан-Шейхун (провинция Идлиб) провокация с использованием химоружия прошла по такому же сценарию. Следствием которой стало нанесение ВМС США ракетного удара по сирийской авиабазе Эш-Шайрат по приказу президента Дональда Трампа. Он объявил данную акцию ответом на «применение химического оружия» сирийскими войсками в провинции Идлиб, где погибли более 70 человек. Для восстановления отношений потребовались напряженные переговоры Госдепа США и МИД РФ.
Такие провокации — это фирменный стиль американцев, считает первый зампред комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич и выказывает уверенность, что и на этот раз Россия даст «очень жесткий ответ»: «Нет сомнений, что американцы планируют начать масштабную операцию в Сирии в самое ближайшее время.
Мы видим сегодня циничную, беспардонную игру, направленную на смену власти в Сирии и физическое уничтожение Башара Асада".
«Методология отработана. Мы это видели уже много раз: покажут чудовищные картинки с погибшими мирными жителями, а сирийская оппозиция тотчас же заявит о преступных деяниях „кровавого режима“ Башара Асада. Тут же появятся различные эксперты с пробирками в руках. И стиральный порошок в них, конечно же, назовут зарином», — излагает «сценарий» провокации директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
Президент США Трамп идет на поводу у военных и подыгрывает их версии «диктатора Асада», считает руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов. Политолог в пользу своей версии приводит публикацию в авторитетном германском издании Welt: «Буквально на днях выступил известный американский журналист Сеймур Херш и доказал, что Трамп имел разведданные о том, что со стороны Асада не было никакой химической атаки в Идлибе, но, тем не менее, был отдан приказ о нанесении удара по сирийской военной базе «Шайрат».
В апреле Владимир Путин назвал ответный ракетный удар США по аэродрому сирийских правительственных войск агрессией против суверенного государства и попыткой отвлечь внимание от жертв среди мирного населения в Ираке.
Автор Welt, ссылаясь на свой высокопоставленный источник, сообщает, что Россия заранее предупреждала США о готовящемся авиаударе по объекту в Хан-Шейхуне, где должны были встретиться лидеры террористических группировок Сирии. Американская разведка, следившая за операцией, получила доказательства, что сирийская авиация не использовала химических ракет при бомбардировке баз террористов.
«Сейчас, безусловно, следует ждать новых „подарков“, которые будут вброшены в сторону России с учетом прежних недоработок», — сказал политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. По его мнению, Москва слишком быстро успокаивается, «когда Западу не сразу удается реализовать политические проекты, направленные против России».
О дипломатическом давлении со стороны США на Сирию и Россию говорит и ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков: «Мы уже неоднократно наблюдали внешнеполитический стиль Трампа — „замах на рубль, удар на копейку“. Это, конечно, не значит, что нынешний президент США не может санкционировать масштабную военную операцию. Но пока сохраняется вероятность, что главный смысл всех нынешних маневров Белого дома — в дипломатическом давлении. Возможно, что и на Россию в том числе».
Аналитик отметил, что в четверг «уже объявился кандидат» на роль миротворца между Вашингтоном и Москвой по делу Сирии — глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль. Дипломат выразил надежду на сотрудничество в русле того, «чтобы дело дошло до политического процесса, по результатам которого господин Асад не сможет оставаться президентом».
Алексей Мартынов не сомневается в том, что готовятся новые провокации в Сирии в преддверии встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. В четверг СМИ сообщили, что два президента встретятся в Германии на встрече «большой двадцатки» 7—8 июля.