Путин дал старт укладке «Турецкого потока»
Президент Владимир Путин посетил судно-трубоукладчик Pioneering Spirit, где понаблюдал за стыковкой мелководной и глубоководной частей газопровода «Турецкий поток».
Президента встретили глава «Газпрома» Алексей Миллер, капитан судна Фред Регтоп и президент компании Allseas Эдвард Хеерема. Путин посетил Pioneering Spirit — крупнейшее строительное судно в мире, которое ведет строительство глубоководной части «Турецкого потока», в рамках рабочей поездки в Краснодар.
Длина судна составляет 477 м, что превышает длину четырех футбольных полей, ширина — 124 м. Длина стингера — конструкции для опускания трубы на дно составляет 170 м.
На капитанском мостике Путин осмотрел зоны сварки трубных секций, посмотрел видеопрезентацию о ходе выполнения проекта «Турецкий поток». Вслед за этим президент с борта судна понаблюдал за стыковкой мелководной и глубоководной частей газопровода.
Миллер доложил президенту: «Все работы по строительству и эксплуатации газопровода будут вестись в строгом соответствии с самыми современными международными экологическими нормами и правилами. «Турецкий поток» востребован рынком. Если говорить о рынке Турции, то мы видим, что спрос на российский газ растет.
Уже в настоящее время наши поставки составляют 53% от внутреннего рынка Турции. Но с начала 2017 г. рост поставок к аналогичному периоду 2016 г. уже составит 2,630 млрд куб. м.
Другим рынком газа являются страны Южной и Юго-Восточной Европы. В Европе мы видим также очень высокие темпы роста спроса на российский газ. С начала 2017 г. по середину июня к аналогичному периоду прошлого года рост поставок газа в Европу составил плюс 10,5 млрд кубометров газа. В странах этого региона темпы роста действительно впечатляют. В Турции почти на 26% повысился спрос, в Греции — на 12%, в Болгарии — на 14%, в Венгрии — на 31%, в Сербии — на 47%, в Австрии — на 77,5%".
Строительство первой нитки газопровода «Турецкий поток» завершат в марте 2018 г., второй — в 2019 г., пояснил Миллер.
Pioneering Spirit способен укладывать от 3,5 км до 5 км труб в день. Общая протяженность морской части газопровода составит 937 км. Судно может единовременно принять 27 тыс. тонн труб, что позволяет ему работать автономно пять-семь дней.
Судно сохраняет устойчивость даже в шторм. Сварка труб полностью автоматизирована, работают шесть сварочных станций. Для сварки используют трехэлектродную систему, что позволяет обеспечить скорость сварки одного шва за 10 минут. Вручную такую же трубу пришлось бы варить 28 часов.
«Турецкий поток» обеспечит прямые поставки газа в Турцию и страны Южной и Юго-Восточной Европы. По двум ниткам газопровода (одна для Турции, вторая — для Европы) намерены поставлять 31,5 млрд куб. м газа в год (по 15,75 млрд куб м газа на каждую нитку).
Турция ежегодно потребляет свыше 50 млрд куб. м газа, при этом в ближайшие десять лет спрос превысит 80 млрд куб. м. Сейчас Турция получает газ по Трансбалканскому газопроводу (западный маршрут), который построен 30 лет назад. Эта газотранспортная система протяженностью 1,4 тыс. км проходит через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию.
«Турецкий поток» существенно снизит зависимость Турции от Трансбалканского газопровода, страна станет первой в цепочке получателей газа и хабом для поставок газа в Европу. Одновременно энергетическая безопасность Турции резко вырастет.
Почти 50% газа из «Турецкого потока» попадет по сухопутной трубе в распределительную сеть Турции близ города Люлебургаз. Сухопутную часть трубы построит турецкая компания BOTAS. Вторая сухопутная нитка газопровода, которую построит СП BOTAS и «Газпрома», доставит до 15,75 млрд куб. м газа до границы Турции с другими европейскими странами. На границе построят хаб, который позволит поставлять газ до потребителей в Греции, Италии и балканских странах.
Для укладки каждой нитки потребуется тысячи труб. Каждая труба диаметром 812 мм весит примерно девять тонн, трубы изготавливают из марганцево-углеродистой стали толщиной 39 мм.
Трубы для укладки на прибрежных участках имеют дополнительное защитное бетонное покрытие. На сварные швы наносят полипропиленовое покрытие для защиты от ржавления.