Путин подвергся цензуре на NBC: из ответов выпали целые куски
Во вторник, 6 июня, вице-президент США Майк Пенс назвал Россию одной из главных мировых угроз. Он поставил нашу страну в один ряд с Ираном и терроризмом. Негативное отношение к России только растет: в январе этого года с Пенсом были согласны 82% американцев, два года назад, в марте 2015 года, таких было 75% (по данным совместного исследования агентства Reuters и центра изучения общественного мнения Ipsos).
Заявление Пенса последовало спустя сутки после выхода эксклюзивного интервью Владимира Путина американскому телеканалу NBC, которое показали в воскресный прайм-тайм. Раскручивать его стали заранее, во время прямых включений с экономического форума в Санкт-Петербурге (ПМЭФ): телеведущая NBC Мегин Келли модерировала пленарное заседание с участием Владимира Путина. В ходе той публичной беседы она задала главные вопросы, которые волнуют, по словам политолога Евгения Минченко, весь мейнстрим американских СМИ (есть ли связь между Путиным и Трампом, виновны ли русские хакеры в победе республиканца на выборах, хотел ли Трамп отменить санкции против России и др.).
«Келли — злой, но предсказуемый следователь. Я думаю, что Путину нужно было, чтобы ему были заданы все эти вопросы — и именно в такой жесткой манере», — заявил политолог «URA.RU».
В тот же вечер Келли снова поговорила с Путиным, но уже для своей аудитории. Именно этот вариант растиражировали зарубежные СМИ: по следам интервью появились заметки, и стало понятно, что именно зацепило американцев и на чем редакторы заострили внимание своих читателей.
Самый смелый заголовок продемонстрировал американский таблоид Daily Beast, в котором связь между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом указывается напрямую: «Владимир Путин воспользовался медиаправилом Трампа. Президент Трамп отрицал, что он марионетка Путина, но Мэган Келли, кажется, запуталась в нитках кукловода-Путина». Начало статьи сразу задает нужный редакторам тон: «Новое шоу Келли на NBC прошло в знакомом для нее формате: она сидела напротив сильного мира сего и слушала его повторяющуюся ложь». Тут же стоит ссылка на интервью Трампа, которого Келли интервьюировала в ходе предвыборной кампании (считается, что журналистка занесена в список личных врагов миллиардера).
Статья начинается с того, что автор дает оценку словам Путина («…дерзко повторял демонстративную ложь и конспирологические теории десятилетней давности, а также делал анти-журналистские выпады в ходе 11-минутного интервью»), а после пересказывает беседу с едкими комментариями в адрес российского президента.
Замечание о длительности интервью на NBC оказался зацепкой, по которой «URA.RU» нашло отличия американской версии от оригинала, который доступен на официальном сайте Кремля. Оказалось, что телезрителям в США показали укороченный вариант разговора Келли с президентом: на самом деле он длился в два раза дольше — 20 минут. Кроме того, беседу с первым лицом разбавили закадровыми ремарками, короткими видеовставками, а вопросы были переставлены местами.
Интервью оформили так, что у зрителя могло сложиться впечатление, что Путин лукавит и отвечает неоправданно агрессивно.
«URA.RU» разобрало интервью NBC, чтобы понять, как американское ТВ преподнесло позицию Владимира Путина своим зрителям.
Келли начала разговор с вопроса в лоб: врут ли спецагенты и представители политического истеблишмента, когда говорят о том, что Россия повлияла на результаты выборов в США?
«Они введены в заблуждение и не анализируют информацию в полном объёме. Я ни разу не видел каких-то прямых доказательств вмешательства России в президентские выборы в США», — сказал Путин. В оригинальной версии он продолжил, что говорил об этом с экс-президентом Бараком Обамой, который, по мнению Путина, засомневался в обвинениях. Глава России настаивал, что современные технологии позволяют подставить любого человека или структуру, а также усомнился в том, что на результаты выборов повлиять «в такой большой, великой державе, как Соединенные Штаты… никогда невозможно». Но этого американские зрители так и не узнали — в ТВ-версию вошла лишь цитата, состоящая из двух предложений.
Ответ выглядит исключительно как отрицание, Путин якобы не приводит доводов, которые объясняли позицию России.
Но если в этой части ответ Путина просто обрезали, то в другой вынули середину. Это исказило смысл сказанного и привело к тому, что речь президента выглядит неоправданно агрессивной.
Келли спросила, что Владимир Путин ответил бы тем, кто считает, что он «управляет страной, которая погружена в коррупцию, страной, где журналистов, которые критически высказывают свою точку зрения, убивают, страной, где диссиденты могут оказаться в тюрьме или еще что-то похуже».
В варианте NBC президент спокойно начинает с фразы, что «Россия развивается по демократическому пути. Это — безусловно, и в этом не должно быть ни у кого никаких сомнений». И тут же меняется в лице — строго переводит разговор в другое русло: «Почему вы считаете себя вправе задавать нам такие вопросы, причём постоянно, заниматься морализаторством и учить нас жить? Мы готовы прислушиваться к нашим партнёрам, мы готовы прислушиваться к оценкам тогда, когда это делается доброжелательно, с целью наладить контакт, создать единую атмосферу, посвятить себя служению единым ценностям, но мы абсолютно не принимаем, когда подобные вещи используются в качестве инструментов политической борьбы. Хочу, чтобы все об этом знали. Вот в этом и есть наш месседж», — говорит президент, и на этом интервью для американского зрителя заканчивается.
На самом деле между первой цитатой и второй находился довольно развернутый ответ президента.
Путин развивает мысль о том, что Россия идет демократическим путем, где разрешены митинги оппозиции и есть свобода слова. Указывает на то, что полиция наводит порядок только в том случае, когда люди «в ходе выражения своего собственного мнения нарушают действующее законодательство».
«Наша полиция… не применяет ни дубинки, ни слезоточивый газ, ни другие крайние меры наведения порядка, что мы часто видим в других странах, в том числе и в США. Что касается оппозиции. Давайте вспомним движение Occupy Wall Street, где оно теперь? Правоохранительные органы и спецслужбы разобрали его на колёсики и растворили. Я же не задаю Вам вопрос: как у вас с демократией в Соединённых Штатах?» — говорит президент, и уже после этого интересуется у журналистки, почему американцы считают себя вправе учить нас жить. Но этих доводов телезрители NBC тоже не услышали, как и той части интервью, в которой Путин рассказывает о своей связи с Санкт-Петербургом, о проблемах современной России: о пенсиях, зарплатах, изменениях в экономике и вооруженных силах.
Нарезка, которая представлена американскому зрителю, делает Путина более резким и жестким, чем это представлено в оригинале, считает старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭО РАН Виктория Журавлева.
«СМИ обрабатывают информацию и выдают в другом ракурсе для американских граждан. Они опять видят нашего президента через призму прессы», — отметила Журавлева. Американист подтверждает, что сейчас в США как никогда велики антироссийские настроения. Причем, как утверждает эксперт, они сильно завязаны на образе Владимира Путина:
«Критикуя Россию, критикуют Путина. Явно выбран такой фокус, и на это работают все СМИ. В медиа идет серьезная кампания, которая поддерживается властью».
Главная причина — это конфликт политических элит с Дональдом Трампом. Разыгрывая «российскую карту», американский истеблишмент оказывает давление на своего президента: «В данном случае Россия стала заложником внутриамериканских политических игр».