G7. Вопрос о превращении «семерки» в «восьмерку» не снимается
Президента России Владимира Путина не ждут на встрече G7, которая открывается в пятницу, 26 мая, в городе Таормина на Сицилии. В саммите «Большой семерки» принимают участие лидеры США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии. Постоянными участниками встречи «семерки», которая в этом году проводится в 43-й раз, также являются главы Евросоюза, Всемирного банка, Международного валютного фонда и ООН.
«Большая восьмерка» стала «семеркой» в 2014 году, когда после присоединения Крыма к России участники этого клуба решили не ехать на очередной саммит G8 в Сочи, а собрались без России в Брюсселе. Тогда лидеры ведущих мировых держав встретились без РФ впервые за 17 лет. Президенту Путину было отказано в участии в переговорах за «аннексию» Крыма и деструктивную роль России в дестабилизации обстановки на Восточной Украине.
Однако вопрос возвращения России и превращении «семерки» опять в «восьмерку» с повестки не снимается.
На Западе ранее уже звучали призывы вернуть Россию в состав G8. Об этом, в частности, неоднократно заявлял министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. В качестве условия возвращения называлось выполнение минских соглашений, регламентирующих процесс мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. При этом он указывал на выгоды от возвращения России в G8: «Мы порой забываем, почему в наших собственных интересах привлечение России к международному партнерству и разделению ответственности».
Тем не менее в мае 2016 года во время встречи в Японии лидеры G7 выступили за сохранение санкций против России, введенных после присоединения Крыма.
Но когда председательство в G7 перешло к Италии (с 1 января 2017 года), то министр иностранных дел страны Анджелино Альфано вновь поднял вопрос о возвращении России и превращении «семерки» в «восьмерку». «Мы должны ожидать возвращения России в G8, но мы все еще не знаем, возможно ли это осуществить к маю», — заявил он в январе этого года.
Вопрос возможного участия РФ в майском саммите в Таормине обсуждался и в Берлине на встрече главы совета министров Италии Паоло Джентиллони и канцлера Германии Ангелы Меркель. Однако ФРГ выступило против возвращения России в состав G8, объяснив свою позицию отсутствием сдвигов в процессе мирного урегулирования кризиса на Украине.
Но разногласия стран — участниц G7 сыграли на руку РФ. В своем мнении относительно антироссийских санкций представители «семерки» уже не так единогласны. В апреле 2017 года на состоявшемся в итальянском городе Лукка саммите глав МИД стран G7 решение о новых санкциях в отношении России принято не было, хотя РФ и призвали отказаться от «лицемерия» в Сирии и способствовать завершению конфликта.
Но председатель Евросовета Дональд Туск на пресс-конференции, предваряющей саммит Группы семи, заявил сегодня, что призовет лидеров «семерки» сохранить позицию по антироссийским санкциям, так как за прошедший год Россия не сделала ничего, что позволило бы смягчить санкционную политику в отношении Москвы.
В свою очередь, в Москве заявляют, что Россия не предпринимает никаких шагов по возвращению в G8 и не будет этого делать.
Президент России Владимир Путин, которого на саммите не ждут, 29 мая отправляется во Францию, где собирается лично познакомиться с новым главой страны — 39-летним Эмманюэлем Макроном.