Илья Борзенков посоветовал перенести транспортную реформу на 2019 год
24 января на заседании думы Екатеринбурга депутаты будут обсуждать, пожалуй, самую скандальную тему с начала года — новую схему движения общественного транспорта, которую планируется ввести в городе с 1 июля 2017 года. Новая схема, разработанная фондом «Город.PRO» по заказу мэрии, предполагает ликвидацию всех действующих автобусных маршрутов, а также многих троллейбусных и трамвайных, что вызвало возмущение многих горожан. В своей колонке, написанной для Znak.com, бизнесмен Илья Борзенков объясняет, что нужно сделать, чтобы действительно решить основные проблемы, связанные с общественным транспортом.
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Это я про главную тему двух последних недель — задуманную мэрией транспортную реформу. Аргументы сторон давно понятны. Сторонники реформы тысячу раз повторили, что «так, как сейчас, дальше жить нельзя», а противники реформы им тысячу раз ответили «не надо нам как лучше, оставьте нам как есть». Клинч, короче.
Я не являюсь специалистом в транспортном обеспечении населения, но планирую вести бизнес и продолжать жить в Екатеринбурге, поэтому мне важно состояние городской инфраструктуры. Кроме того, много лет назад я занимался финансовыми аспектами транспортников в бюджетном комитете облдумы и в экономическом блоке мэрии. Поэтому мой взгляд со стороны, надеюсь, может быть полезен участникам противостояния и позволит, наконец, перевести диалог в конструктивное русло.
Первый шаг, который нужно сделать незамедлительно — не дать нажиться на транспортном вопросе политикам-популистам. Для этого системный политический орган (гордума, губернатор, «Единая Россия») должен предложить администрации Екатеринбурга перенести внедрение новой транспортной схемы на 2019 год. А администрации разумно пойти этой просьбе навстречу.
Это позволит удалить конфликтную тему из информационной повестки на период выборов губернатора и президента. Кроме того, появится два года дополнительного времени и революция станет эволюцией (как на граффити с Путиным во время прошлых выборов).
Второй шаг, не менее важный — определиться с городским чиновником, лично ответственным за реформу. Насколько я понимаю, замглавы горадминистрации Евгений Липович вряд ли доработает до 2020 года в мэрии. А значит, начинать реформу лучше его сменщику, принимая решения не только на основании преемственности, но и в соответствии со своим пониманием вопроса.
Третий шаг — создать площадку для согласования реформы с общественностью. Городская дума и областное Заксобрание — это все же места законотворчества и лучше подходят для элитных согласований, чем для модерации общественной дискуссии. Общественные палаты могли бы лучше подойти для этой цели, но у сегодняшних составов я пока не замечал тяги к непредвзятому и неполитизированному обсуждению сложных тем.
Возможно, нужно создать экспертный совет по транспортной реформе при губернаторе, правительстве или главе администрации Екатеринбурга или еще какой-то временный формат.
Важно, чтобы люди, участвующие в выработке решений совместно с властью, не только обладали отраслевыми или экономическими знаниями, но и не были слишком плотно завязаны на власть политически.
Депутатам и членам общественных палат нужно переизбираться, поэтому политическая целесообразность для них часто важнее эффективности принимаемых решений.
Четвертый шаг — заказать альтернативный проект. Можно ведь сравнивать не только опостылевшее сегодня с шайтан-«Богданами» со светлым будущим с мультимодальными пересадочными узлами, электронными табло и транспортом, ходящим по секундомеру. Никто, ни чиновники, ни разработчики, пока даже не ответили на вопрос: во сколько обойдется горожанам такое «счастье». Понятно, что горожане не верят и боятся.
Альтернативный проект, во-первых, утвердит всех в неизбежности реформы, а, во-вторых, даст разное видение будущего. И это нормально в ситуациях, когда нет очевидного решения и высока цена ошибки. Девелоперы, к примеру, часто заказывают эскизные проекты зданий разным архитекторам. Да, будут потрачено еще сколько-то бюджетных денег. Но в любом случае это будет в сотни раз дешевле, чем проектирование того же метро.
Пятый шаг — постепенно увеличить рыночную долю муниципального транспорта. Уже в этом году можно ввести повременную оплату в транспортных МУПах. Это сделает муниципальный транспорт более выгодным, чем частный — при пересадке из муниципального трамвая в муниципальный троллейбус, автобус или метро доплачивать будет не нужно. А в частном транспорте — придется. И «Богданы» сами начнут покидать городские улицы, и в итоге выживут только на уникальных маршрутах или на подвозе из отдаленных районов к станциям метро. Не надо никаких чиновничьих препонов, просто создайте рыночные преимущества своим.
Я бы, кстати, еще посоветовал акционировать МУПы, но оставить за городом контрольный пакет.
Это точно оздоровит экономику предприятий и сделает их более эффективными и прозрачными.
Шестой шаг — провести тестирование и поэтапное внедрение изменений. Предлагаемая реформа даже более радикальна, чем отличия сегодняшней транспортной схемы от советской. И она точно неосуществима к лету текущего года. Но это не значит, что она вообще неосуществима.
Хорошо было бы разбить общую транспортную схему на несколько взаимосвязанных, но относительно независимых частей. Как трамвайные маршруты сегодня связаны с троллейбусными. То же самое — только территориально. Например, Орджоникидзевской район — это по сути город в городе и вполне может быть местом для экспериментального внедрения новаций. Постройте там первый пересадочный узел и покажите всему городу сколько это будет стоить и как будет работать. Тем более, что там во главе района — въедливый и амбициозный Вячеслав Трапезников, который и ментально и профессионально готов к переменам.
Сделав эти шесть шагов с учетом всех финансовых и законодательных ограничений можно за пару лет добиться серьезного улучшения транспортного обслуживания населения Екатеринбурга без взаимных обвинений, оскорблений и, кстати, без радикального повышения стоимости проезда. А именно этого мы и хотим. Так ведь?