Крупнейший распил Пентагона: ненастоящий и модный «Мститель»
В семидесятых годах XX века для ВМФ США наступило время замены палубных штурмовиков Grumman A-6 Intruder на более современную модель. Флот заказал разработчикам «ненастоящий» штурмовик, больше похожий на бомбардировщик. Условиями заказа была дешевизна и наличие модной технологии «стелс». Также штурмовик должен был способен уничтожать объекты противника в глубоком тылу.
Для создания самолета начали программу «Продвинутого тактического самолёта» Advanced Tactical Aircraft, превратившуюся в гигантский распил средств. Материал подготовлен Life.Ru.
На разработку заложили немалую даже в то время сумму в 4,38 миллиарда долларов плюс ещё 500 миллионов, если потребуется доработка. Флот должен быть получить восемь опытных и четыре предсерийных экземпляра самолета.
Если цена одного штурмовика не превысила бы 100 миллионов долларов, флот, ВВС и Корпус морской пехоты купили бы более 1200 крылатых машин.
На разработку подписались две компании: General Dynamics и McDonnell Douglas. Будущий самолет назвали A-12 Avenger и решили снабдить его таким оборудованием и вооружением:
1. А-12 выглядел как равнобедренный треугольник из композитов без вертикального хвостового оперения и нишами для сопел.
2. Всё вооружение пряталось внутри фюзеляжа. Самолет мог поднять по две ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля» и набор бомб общим весом до 2300 килограммов.
3. Специальные реактивные двигатели для полета на 1500 километров.
4. Радар с фазированной решёткой и продвинутым комплексом радиоэлектронного оборудования позволял использовать А-12 и как самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, и как самолёт радиоэлектронной борьбы.
На бумаге все выглядело прекрасно и многообещающе, и разработчики быстро построили деревянную модель. А дальше пошла череда проблем и неувязок.
Композиты того времени не обладали необходимой прочностью и устойчивостью к эксплуатации в море. Вес самолета в результате замены деталей на металлические превысил безопасный для посадки на авианосец. Через 2 года после начала работ в активе инженеров оставалась все та же модель из дерева.
Еще многие годы менеджмент компаний подавал наверх фиктивные документы о продвижении работ, получая зарплаты и премии. Перерасход на разработку достиг двух миллиардов долларов, а первый полет самолета, начатого в семидесятые, должен быть состояться только в 1998-м году.
В апреле 1990 года министр обороны США Дик Чейни приказал провести масштабную проверку авиационных программ. Придя в ужас от того, что никто не смог назвать им даже примерную дату создания первого летающего прототипа, адмиралы потребовали от фирм закончить работу в начале 1992 года.
McDonnell Douglas и General Dynamics заявили, что «создание самолёта в такие сроки просто не предоставлялось возможным».
Далее последовали расторжение контракта 5 января 1991 года и 23 года судебной тяжбы. За все время флот перечислил подрядчикам более трёх миллиардов долларов. Из них удалось вернуть в казну ВМФ только по 200 миллионов за каждого разработчика в 2014 году.
Кое-что из наработок удалось использовать: двигатель F412-GE-D5F2 был практически готов, фазированная антенна тоже.
Деревянный макет А-12 Avenger рассекретили для публики в 1996 году и выставили в музее авиации в Fort Worth.