Эксперты оценили перспективы Куйвашева на 2017 год
Победа на парламентских выборах и прекращение «военной» повестки на уровне региональной власти еще не гарантирует Евгению Куйвашеву кресло губернатора в 2017 году. Свердловская область является объектом пристального интереса кремлевских планов, а в администрации президента РФ сложилось неоднозначное отношение к руководителю региона из-за прошлых скандалов, считают опрошенные NDNews.ru федеральные политологи.
Срок полномочий Евгения Куйвашева на посту губернатора истекает 29 мая 2017 года. Затем три месяца областью будет руководить назначенный президентом и.о. губернатора, который фактически станет протеже власти в губернаторских выборах. После исторического примирения с властями Екатеринбурга и проведения успешной избирательной кампании в Госдуму и заксобрание региона, многие считают переизбрание Куйвашева на второй губернаторский срок делом решенным. Хотя федеральные эксперты советуют не торопиться с выводами.
«В вопросе назначения губернаторов всегда есть фактор непредсказуемости. В отношении Куйвашева тоже есть момент неопределенности. Свердловская область как экономический регион интересна альтернативным политическим силам и финансово-промышленным кланам. Сейчас Средний Урал входит в условный пул влияния мэра Москвы Собянина (наряду с Пермским краем, ХМАО), и многие полагают, что это слишком жирный кусок для одного, пусть и близкого к президенту, человека. Поэтому исключать попытки сменить губернатора в Свердловской области на уровне кулуарных договоренностей в Кремле я бы не стал», — отмечает политолог Алексей Швайгерт.
«Решение о назначении и.о. губернатора принимает первое лицо государства. Поэтому заранее прогнозировать, что будет с Куйвашевым в 2017 году, невозможно. Его могут как переназначить, так и убрать, заменив на какого-нибудь удивительного персонажа», — считает бывший заместитель полпреда в УрФО, политолог Андрей Колядин.
Собеседник агентства также отметил, что в администрации президента России за последние годы сложилось неоднозначное отношение к свердловскому губернатору. «Куйвашев умеет производить прекрасное впечатление. Но такие вещи действуют только определенное время. Можно понравиться один раз, второй, но если потом ты прессуешь элиты, ведешь себя неадекватно, рано или поздно волна негатива докатится до высшего эшелона. Куйвашев сделал немало спорных вещей на посту губернатора. Но есть один нюанс: таких руководителей региона, к которым неоднозначное отношение АП, достаточно много. И Куйвашев точно не в первой десятке неприятных губернаторов», — отметил Андрей Колядин.
Стоит отметить, что даже прекращение многолетней вражды областной власти и администрации Екатеринбурга нельзя отнести к заслугам Куйвашева, поскольку мировое соглашение было исключительно инициативой Кремля.
«Фактор перемирия играет большую роль. По крайней мере, обе стороны поддерживают соглашение хотя бы на формальном уровне, без публичных эксцессов и информационной войны. Думаю, что Тунгусов заинтересован в сохранении Куйвашева как губернатора, потому что тот для него понятен. Появление „темной лошадки“ на выборах главы региона для всех участников процесса было бы нежелательно», — отмечает Алексей Швайгерт.
В качестве «темной лошадки» на губернаторских выборах может выступить чиновник правительства Медведева или условный «охранник Путина», неизвестный экспертам и медиасфере персонаж, предполагает политолог.
«Кто-то может поставить на Паслера, который сейчас впал в политическое небытие. Есть традиционная уральская обойма: Носов, Бурков, Ройзман, которые могут выступить в качестве спарринг-партнеров. Все зависит от договоренностей ограниченного круга лиц в политике», — отметил собеседник агентства. Кроме того, в политических процессах в Свердловской области обычно присутствуют несколько центров влияния. Как минимум, полпредство, которое на выборах способно вести свою и игру и, судя по ранее звучавшим оценкам деятельности губернатора, вряд ли станет двигать его кандидатуру.
Куйвашеву явно не стоит оставаться спокойным до мая 2017 года, — сходятся во мнениях эксперты, — анализ его деятельности уже ведется, но вот безусловных свершений, которые стали бы охранной грамотой, в его списке дел не наблюдается, а врываться в повестку с реальными делами уже поздновато.