Эксперт: если ничего не менять, то скоро весь бюджет пойдет на пенсии
Россия тратит на пенсии больше, чем развитые страны, а результат хуже, но и его все труднее поддерживать. Если ничего не менять, то скоро весь бюджет будет тратиться на пенсии, но страна все равно не сможет обеспечить пенсионерам достойный уровень жизни. Об этом пишет видный российский экономист Евсей Гурвич (руководитель Экономической экспертной группы и заместитель председателя Общественного совета при Минфине) в статье, опубликованной в «Российской газете».
В ней эксперт, в прошлом участвовавший в создании стабилизационного фонда, разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (2012 год), двух предыдущих пенсионных реформ и налоговой реформы, предлагает реализовать в ходе очередной реформы пенсионной системы два основных положения: восстановить базовую часть пенсий, но использовать ее по-новому — по принципу нуждаемости, и повысить пенсионный возраст.
Россия тратит на пенсии больше, чем развитые страны, а результат хуже, но и его все труднее поддерживать, подчеркивает экономист.
Долгое время это была самая быстрорастущая статья расходов: с 2006 по 2015 годы она выросла в реальном выражении на 86%, тогда как ВВП увеличился лишь на 17%. Однако вряд ли пенсионеры считают свои пенсии удовлетворительными, так как соотношение пенсия/зарплата в итоге ниже, чем в большинстве других стран.
То есть, отмечает эксперт, «мы тратим больше, а результат хуже, но даже этот результат государству очень трудно поддерживать».
Гурвич также отмечает, что «аргумент, что у нас социальное государство, не очень конкретен, поэтому непонятно, что в нем позволяется, а что нет». В любом случае даже в самом что ни на есть социальном государстве не может весь бюджет тратиться только на пенсии. А если мы сейчас не будем реформировать пенсионную систему, то приблизимся к такому состоянию.
«Высокие пенсии даром не даются, они возможны при учете нуждаемости и повышении пенсионного возраста. На мой взгляд, нужно восстановить базовую часть пенсий, но использовать ее по-новому — по принципу нуждаемости.
Например, не платить ее работающим пенсионерам, которые получают зарплату выше средней. Они точно не бедные", — пишет экономист.
Статистика показывает, что у работающих пенсионеров душевой доход в полтора раза выше, чем в среднем у россиян, а у неработающих примерно в два раза ниже среднего. Неправильно не делать различия между ними. Какой смысл оказывать социальную поддержку людям с доходами выше среднего? Лучше увеличить пенсии действительно нуждающимся — неработающим, особенно пенсионерам-инвалидам.
По его мнению, пенсионный возраст все-таки придется повышать. Кроме того, в развитых странах, на которые нам хотелось бы равняться, платят большие взносы сами работники и их работодатели. «Иначе говоря, — пишет эксперт, — высокие пенсии даром не даются — они держатся на трех китах: учете нуждаемости, повышении пенсионного возраста и высоких взносах. И лично я оставил бы для нашей страны первых двух, так как повышение социальных взносов будет сильно тормозить экономику, а значит, зарплаты и пенсии».
Сейчас, напомним, власти России обсуждают очередную — третью за последние 15 лет — реформу пенсионной системы. Ее основная идея состоит в том, что накопительная часть пенсии продолжит формироваться, но лишь в добровольном порядке, за счет новых отчислений самих граждан. Для таких накоплений будут введены льготы по подоходному налогу, а Центральный банк будет гарантировать их сохранность.
При этом в систему добровольных отчислений по умолчанию будут включены все работающие россияне, но у них будет возможность отказаться от этих выплат в рамках пятилетнего моратория.
Также предполагается, что пенсионный возраст будет повышен до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Повышение будет производиться с шагом 6-12 месяцев в год. Рассматривается вопрос отказа от выплаты всей пенсии или ее фиксированной части пенсионерам, которые официально трудоустроены.