Состояние критическое: чем закончились переговоры лидеров ЕС в Братиславе
На саммите в Братиславе лидеры стран ЕС договорились за полгода выработать план решения проблем терроризма, миграции и социального развития, чтобы перехватить повестку у радикалов после Brexit и вернуть доверие граждан
Тяжелое признание
«Сейчас мы находимся в критической ситуации. Речь идет о том, чтобы делами показать, что мы можем стать лучше, — заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель утром в пятницу, перед неформальной встречей лидеров стран ЕС в Братиславе. — Послание саммита должно быть таким: мы хотим сотрудничать и хотим решить существующие в Европе проблемы».
С этих слов в столице Словакии открылся саммит 27 глав государств и правительств ЕС. Будучи по сути своей саммитом Евросовета, в официальной документации он называется неформальной встречей, поскольку проходит в формате «28 минус один», без британского премьера Терезы Мэй.
Внеплановый съезд в Братиславе глава Евросовета Дональд Туск анонсировал 29 июня, через несколько дней после референдума о выходе Великобритании из ЕС. Перед началом процесса выхода Британия и оставшиеся страны с континента должны консолидировать переговорные позиции. Формально это было заявлено целью саммита 27 лидеров.
На деле Туск собирался посвятить основную часть встречи обсуждению будущего ЕС без Великобритании. В пригласительном письме на саммит он отметил: было бы смертельной ошибкой считать, что победа евроскептиков на референдуме — сугубо британское явление. Туск признал, что разочарование европейцев в ЕС как структуре растет и миграционный кризис стал спусковым крючком для множества противоречий.
«Впервые за десятилетия высшие европейские лидеры публично предположили возможность дезинтеграции и распада Евросоюза», — рассказал изданию Politico эксперт Фонда Маршалла и экс-чиновник Еврокомиссии Майкл Ли. Тем самым, пытаясь лечить не симптомы, а саму болезнь, Туск выделил три наиболее опасные для существования ЕС проблемы, которые и обсуждались на саммите. Это нелегальная миграция (и защита рубежей ЕС в целом), терроризм и боязнь глобализации у населения (по сути, евроскептицизм).
«Дорожная карта»
В действительности, за шесть минут своей итоговой речи перед прессой Туск посвятил проблеме Brexit лишь несколько вступительных фраз. Основная часть его послания касалась будущего Евросоюза. «Ощущение того, что многие европейцы чувствуют себя в небезопасности, абсолютно реально. Сейчас нам нужно скорректировать ошибки прошлого и двигаться вперед», — подчеркнул Туск. Мысли руководства ЕС он выразил в так называемой Братиславской «дорожной карте».
Главный посыл Туска: меньше обещаний и больше конкретных действий. Поскольку главная опасность существованию ЕС проистекает из сильных евроскептических настроений, каждое из трех приоритетных направлений работы относится либо к национальным вопросам (на чем играют праворадикалы), либо к социальным (на чем играют леворадикалы).
В плане миграции Брюссель обещает сокращать число нелегалов, усиливать пограничные патрули (в первую очередь на болгарско-турецкой границе) и продолжать выстраивать общую систему приграничной безопасности. Борьба с терроризмом признана прерогативой национальных властей, требующей дальнейшего усиления и углубления таможенных проверок (в том числе в отношении граждан ЕС), а также профилактики радикализации. Социально-экономическая политика должна будет обеспечить европейцам стабильность и уверенность в будущем. На это будут направлены, например, программы по снижению безработицы, а Фонду стратегических инвестиций (EFSI) будет выделено дополнительное финансирование.
На проработку всех этих реформ Евросоюз выделяет самому себе около полугода. Как объявила на отдельной пресс-конференции Меркель, формирования плана действий по дальнейшему развитию ЕС планируется завершить к марту 2017 года. Своеобразной вехой станут здесь празднования 60-летия Римского договора 25 марта.
Как и всякая «неформальная встреча» Евросовета, саммит не завершается письменным заключением. Конкретные решения по означенным вопросам миграции, безопасности и экономики будут приниматься на конференциях в ходе последующих шести месяцев, братиславский же саммит играет скорее декларативную, символическую роль. С точки зрения растущего в Восточной Европе недовольства «диктатом Брюсселя» выбор Словакии как места проведения эпохального саммита тоже играет свою роль, отмечает британская The Telegraph.
В огнях рампы
На второе полугодие 2016 года выпало первое в истории Словакии председательство в Евросоюзе. Тем самым осталось еще пять государств-членов, не прошедших пока в порядке ротации период президентства: Мальта, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия. По плану все «новички» смогут побывать в кресле председателя к середине 2020 года.
В свое первое президентство Словакии выпала честь принять первый за много лет саммит европейских лидеров за пределами Брюсселя, пускай и не в полном составе. Официально все встречи Евросовета — запланированные, неформальные и экстренные — проходят лишь в бельгийской столице с начала 2010 года. На деле последнее подобное мероприятие состоялось за пределами Брюсселя еще раньше: в апреле 2009 года в Праге.
Как пишет издание The Slovak Spectrator, предложение провести встречу именно в Братиславе поступило на саммите 29 июня от словацкого премьера Роберта Фицо. «Для Словакии и ее председательства саммит становится важной церемонией открытия», — пояснил изданию эксперт European Policy Centre Ян-Свен Риттельмайер. По его словам, это огромная удача для страны с точки зрения престижа и мирового внимания.
Причем страна только предоставляет площадку и инфраструктуру, председательствует на саммите по-прежнему глава Евросовета Туск, заявления делаются от имени 27 лидеров. Другими словами, в случае успеха процесса обновления ЕС встречу в Братиславе могут вспоминать как поворотный момент, но в случае провала Словакия едва ли будет признана за это ответственной, отметил Риттельмайер.
Второй пошел
Руководители общеевропейских институтов продолжают сейчас свою жесткую риторику «на выход — так на выход», с которой они встретили британский референдум в конце июня. В начале недели официальным переговорщиком по Brexit со стороны ЕС был утвержден экс-премьер Бельгии, лидер либеральной фракции (ALDE) Европарламента Ги Верхофстадт — убежденный сторонник интеграции и ярый критик евроскептиков.
«Brexit должен состояться до 2019 года, когда в ЕС начнется новый политический цикл, а Европарламент обновит свой мандат», — написал Верхофстадт в своем Twitter. Полномочия текущего созыва Европарламента истекают к июлю 2019 года, выборы должны пройти в мае-июне. Поскольку ст. 50 Лиссабонского договора отмеряет на переговорный процесс по выходу страны — члена ЕС не более двух лет, заявку на выход от правительства Британии Брюссель ждет к лету 2017 года.
Соответственно, до этого при благоприятном развитии событий должна быть завершена и подготовка двух сторон к переговорам. Этого вопроса коснулся в своей речи и Туск, намекнув на то, что Брюссель ждет формальной заявки от Лондона в январе-феврале 2017 года, то есть до мероприятий по случаю юбилея Римского договора. «Мы готовы начать переговоры хоть завтра, но мы уважаем необходимость для Британии взять паузу», — добавил глава Евросовета.
Однако к этому моменту Евросоюз может оказаться на грани потери еще одного члена. Во вторник глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн в интервью немецкой Die Welt призвал исключить из ЕС Венгрию за систематическое нарушение принципов ЕС. «Любой, кто, подобно Венгрии, строит укрепления против беженцев от войны, кто нарушает принципы свободы слова и независимого суда, должен быть временно (если понадобится, то и навечно) исключен из ЕС», — заявил политик.
Порядок принудительного исключения страны из ЕС прописан в ст. 7 Лиссабонского договора. Для этого не менее трети других государств-членов, Европарламент или Еврокомиссия должны доложить Евросовету о «рисках нарушения базовых принципов ЕС» — демократии, равенства, свободы слова и прочих. Если 80% членов Евросовета (22 и более глав государств и правительств) решат, что такой риск и правда есть, начинается процесс переговоров с «провинившейся» страной-членом.
На каком-то этапе Евросовет может зафиксировать состоявшееся нарушение принципов союза, после чего квалифицированным большинством в 2/3 голосов лишает государство-члена части его прав в составе ЕС. Обязательства же «провинившейся» страны остаются. В отличие от ст. 50 (о добровольном выходе из Евросоюза) ограничений по времени у этого процесса не предусмотрено.