Перезагрузка на Неве: чего ждать от визита Эрдогана к Путину
Впервые с момента гибели российского Су-24 президент Турции приедет в Россию на встречу с Путиным. У Москвы и Анкары много взаимных претензий, но лидеры способны найти компромисс по спорным вопросам, полагают эксперты.
Встреча после ссоры
Во вторник, 9 августа, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые за месяц с момента неудачной попытки военного переворота выберется за пределы своей страны. Принимать его будут не в дружественной стране НАТО, а в Санкт-Петербурге, где у политика запланирована однодневная встреча с Владимиром Путиным.
Как заявил на прошлой неделе помощник президента России Юрий Ушаков, встреча не ограничится двусторонними консультациями. После делового завтрака ожидается встреча с участием министров, а ближе к вечеру — мероприятие с участием российских и турецких бизнесменов.
Это первая встреча двух лидеров с ноября, когда самолеты ВВС Турции атаковали российский бомбардировщик Су-24 в районе сирийско-турецкой границы. В последующие дни Москва ввела против Турции экономические санкции, запретила полеты в страну гражданской авиации.
В конце июня Эрдоган направил Путину послание с извинениями за сбитый самолет, и в течение нескольких дней авиасообщение с Турцией было восстановлено. В дни военного переворота полеты были временно запрещены, но Путин поддержал легитимность правительство Эрдогана. Тогда же лидеры договорились о проведении личной встречи.
Турецкий интерес
В Россию Эрдоган едет для обсуждения в первую очередь политических, а не экономических вопросов, уверен глава Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. И в Анкаре, и в Москве раздражены действиями Евросоюза, при этом их страны тесно завязаны на торговлю с Европой. Обвиняя Запад в поддержке попытки военного переворота, Эрдоган вынужден искать новых союзников, в том числе, в лице России.
«ЕС морочит нам голову на протяжении 53 лет. Мы методично доказываем свою честность и ждем того же от ЕС. Он должен отказаться от политики двойных стандартов», — заявил на прошлой неделе Эрдоган в интервью российскому информагентству ТАСС. Тогда же он предсказал прорыв в российско-турецких отношениях, утверждая, что его визит «откроет новую страницу в отношениях двух стран».
По мнению главы Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Анны Глазовой, на фоне осложнений с Западом Эрдоган хотел бы найти себе сильных региональных союзников, «и Москва тут стоит на первом месте». Россия, по словам эксперта, является еще и потенциальным ведущим союзником Турции для борьбы с террористической угрозой, и эта тема определенно будет подниматься на встрече двух лидеров.
Эрдоган, по мнению экспертов, может попросить Москву принять его сторону в борьбе с политическими меньшинствами, которые Анкара рассматривает как террористические. Глазова предполагает, что на встрече лидеров речь пойдет о курдах — Эрдоган будет стремиться к тому, чтобы Москва не поддерживала борьбу этого народа за независимость, что чревато угрозой территориальной целостности Турции. По мнению же замдиректора Института наследия Евгения Бахревского, турецкий лидер вспомнит и о том, что в России остались разрозненные группы сторонников Фетуллы Гюлена — Анкара считает его вдохновителем недавней попытки военного переворота — и потребует их закрытия.
Накануне визита проправительственное турецкое издание Yeni Safak посвятило статью перспективам возобновления российско-турецкой торговли. Согласно данным ФТС России, объем двусторонней торговли составил в январе-мае 2016 года лишь 57% от прошлогоднего уровня за аналогичный период — или около $ 6,1 млрд против $ 10,7 млрд. По мнению Бахревского, от заморозки торгово-экономических отношений гораздо сильнее страдает турецкая сторона — именно поэтому Путин будет иметь более выгодные переговорные условия на других фронтах.
Туризм в прошлом году принес Турции $ 31,5 млрд дохода, что составило около 4% ВВП. После охлаждения отношений с Россией и череды терактов (отпугнувших европейцев) отрасль в этом году обвалилась. Весной страна столкнулась с крупнейшим с начала века оттоком туристов, в квартале апрель—июнь 2016 года доходы страны от туризма составили $ 5 млрд, что на 35% меньше аналогичного показателя прошлого года.
Как отмечает Глазова, вопрос восстановления туристического потока важен для турецкого правительства и с точки зрения внутренней безопасности и стабильности. В противном отсутствие дохода от туристов вызовет серьезное недовольство турецких бизнесменов, предупреждает эксперт.
Важным для Анкары вопросом является и снятие эмбарго на поставку в Россию турецкого продовольствия. «Мы должны шаг за шагом размораживать взаимодействие в торгово-экономической сфере», — говорил в июле вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович.
Российский ожидания
По словам Ушакова, на повестке дня будет стоять поэтапное восстановление двусторонних отношений во всем их объеме. Из конкретных тем помощник президента выделил ситуацию в Сирии, выплату компенсаций за сбитый Су-24 и возобновление ввоза турецкого продовольствия в Россию. «Дефицита тем не будет», — заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.
Среди основных требований Москвы — сотрудничество по сирийскому вопросу. Москва и Анкара открыто поддерживают две разные стороны конфликта: правительство Башара Асада и вооруженную оппозицию соответственно.
Крупнейшая сирийская агломерация, Алеппо находится в непосредственной близости от турецкой границы, и последние месяцы там идут городские бои между правительственными войсками и оппозицией. Руководитель Санкт-петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев подчеркивает, что ни одна из сторон не находится сейчас в выгодном стратегическом положении, хотя именно захват Алеппо будет означать серьезный перевес той или иной силы, в частности, на очередных мирных переговорах. «Вопрос отсечения путей снабжения оппозиции в районе Алеппо из Турции принципиально важен для Асада, а недопущение этого — для повстанцев», — заявил Исаев РБК.
По мнению Глазовой, именно закрытие дороги на Алеппо станет основным требованием по сирийской проблеме. «Позиция Москвы и Анкары расходятся и будут расходиться впредь в вопросе о Сирии, но политики способны найти компромисс. Тем более, учитывая, что Сирия сейчас определенно тема номер один для обеих сторон», — полагает Бахревский.
«Без участия России невозможно найти решение сирийской проблемы. Только в сотрудничестве с Россией мы сможем урегулировать кризис в Сирии», — заявил Эрдоган.
Ответным предложением России может стать укрепление сотрудничества в Черноморском регионе и на Кавказе. «Неслучайно разморозка конфликта в Нагорном Карабахе произошла именно в период кризиса российско-турецких отношений», — отмечает Глазова. Как влиятельные державы, Россия и Турция являются гарантами безопасности в этом конфликте, от их договороспособности зависит мир в регионе.
Российская сторона заинтересована и в возобновлении турпотока в Турцию. Потери российских туроператоров от запрета чартерных полетов за прошедшие полгода составили не менее 15 млрд рублей (около $ 230 млн), подсчитал глава агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Ранее в июле несколько туроператоров сообщили, что в случае перехода на чартерную систему полетов турпутевки из России в Турцию подешевеют на сумму до 30%. Сейчас в разговоре с РБК эти оценки подтверждает представитель «Тез Тур» Лариса Аханова.
При этом, по словам Ахановой, даже за день до встречи Путина с Эрдоганом игроки рынка не знали, ждать ли от нее решения о возобновлении чартерных рейсов. На прошлой неделе из поездки по Турции вернулась межведомственная комиссия российского Минтранса, задачей которой стала оценка уровня безопасности в местных аэропортах для приема российских туристов. Доклад правительству комиссия должна подготовить в ближайшие дни. В любом случае, отмечает Аханова, восстановление чартерного авиасообщения займет около двух недель, так что российские туристы теоретически могут застать сезон 2016 года, который в Турции завершается обычно к концу октября.
Наконец, Москва заинтересована в возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток». Работы по его сооружению были приостановлены в декабре 2015 года. «Мы всегда были открыты для диалога по „Турецкому потоку“, открыты и сейчас», — рассказал РБК в июне официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. До этого в мае сообщалось, что Россия может проложить альтернативный маршрут газопровода в Грецию через Болгарию. В итоге, прямо перед визитом в Россию Эрдоган признал: «Мы готовы незамедлительно сделать шаги в направлении реализации этого проекта, обсудить его и принять решение. Каких-либо препятствий этому нет».
В прошлом году Россия поставила в Турцию по существующей системе «Голубой поток» около 27 млрд кубометров природного газа. Запланированная же мощность «Турецкого потока» достигает 63 млрд кубометров ежегодно.