Как покупают и продают места во власти
Жесткая зачистка списка Партии пенсионеров — главное событие предвыборной кампании. За бортом большой политики остались десятки не самых бедных людей. Во сколько оценивается мандат депутата, чего стоят обещания лидеров партий, требовать ли расписки с партийных «решал» и кому предъявлять претензии, если ты остался без уже «оплаченного» мандата — в материале «URA.Ru».
Партия пенсионеров с боем прорывается в Госдуму. Первые потери уже названы: Центризбирком «отчислил» десятки кандидатов. Большинство из них де-факто уже начали кампанию, часть — проспонсировали партию и ее руководство. Вернут ли им потраченные деньги — большой вопрос.
Сегодня в Интернете появилась аудиозапись, на которой лидер партии Евгений Артюх признается, что вычищенные из списков кандидаты (наиболее известный из них — экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич) перечисляли деньги на связанные с партией счета. Для профессиональных политиков эта новость не стала сенсацией.
Продажа мандатов давно превратилась в доходный бизнес. Эксперты говорят, что в той или иной мере им занимаются все партии. Разница лишь в расценках.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов, политолог Олег Иванов констатирует: преимущественно избирательные кампании в России оплачиваются не из избирательного фонда, а посредством черного нала: «Это очень большие деньги. Все участники политической кухни об этом прекрасно знают. Таким образом, то, что говорят наши политики и некоторые провластные эксперты, значительно расходится с действительностью».
Гендиректор консультационной группы «МаркКом» Сергей Маркелов считает эту практику обоснованной: «Человек идет под прикрытием определенного бренда, и формально имеет возможность никакой кампании не делать вовсе. Он имеет право вложить в партийную кассу деньги — и все сделают за него».
Как сообщил «URA.Ru» один из депутатов Госдумы, самые высокие прайсы в ходе текущей кампании выставила «Единая Россия». Проходное место в региональном списке либо гарантированная победа в одномандатном округе якобы стоит до 10 миллионов долларов.
В ЛДПР в ходе переговоров с будущими кандидатами некоторым участникам «собеседования» называлась формула «в десятку за десятку» — речь шла об условиях попадания в общефедеральный список из десяти человек. Но желающих заплатить 10 миллионов долларов за мандат оказалось немного. Поэтому для отдельных кандидатов цифра, как говорят, была снижена до шести миллионов. Объединенные межрегиональные списки можно было возглавить и вовсе за два-три миллиона. В редких случаях участникам выборов предоставлялась возможность внести сумму в два транша.
Схожие условия были у коммунистов.
Один из уральских кандидатов от КПРФ заплатил за гарантированное переизбрание в Госдуму порядка трех миллионов долларов, уверяют источники в партии.
В «Справедливой России» свой подход. Ставка — не на олигархов и долларовых миллионеров, а на представителей среднего бизнеса — для каждого из них устанавливается своя цена в зависимости от популярности и обеспеченности кандидата.
По словам политконсультанта Сергея Маркелова, в отдельных регионах прайс более лояльный: «Одна из партий предложила моему знакомому: хочешь первое в списке — 75 миллионов рублей. Другая, тоже непарламентская партия, сказала, что их место стоит 50 миллионов».
И эти расценки на мандаты продолжают падать из-за опасения партийных лидеров стать фигурантами антикоррупционных дел. Помимо этого, кандидаты склонны активно торговаться.
«Этот сезон вообще проходит в режиме демпинга», — уверяет эксперт.
На региональных выборах проходное место в списках всех партий стоит максимум два-три миллиона долларов. Впрочем, и эта такса не является жесткой.
Как рассказал «URA.Ru» один из депутатов Заксобрания Свердловской области, местных олигархов могут попросить заплатить за «своих» кандидатов полную стоимость. Менее обеспеченные могут рассчитывать на серьезную скидку, а близкие друзья лидеров партотделений и присланные из «центра» претенденты на мандаты участвуют в выборах и вовсе бесплатно.
На муниципальных выборах — самые лояльные условия. Участники последних выборов в Екатеринбургскую думу вспоминают, что в списки той же Российской партии пенсионеров можно было попасть, выложив от 300 тысяч до миллиона долларов в зависимости от рейтинга партии и номера строчки. У других партий прайс был чуть более высоким.
На выборах в Заксобрание большая часть безвозмездной помощи перечисляется в партийные фонды безналом.
Такую форму, в частности, практикуют свердловские единороссы. «Продажей как таковой в чистом виде это не назвать, но смысл схожий», — рассказывает источник «URA.Ru».
«Справедливая Россия» принимает пожертвования как в безналичной, так и наличной форме. При этом предоставляет рассрочку на самых выгодных условиях. В политтусовке судачат, что действующий депутат-эсер Игорь Данилов мог на этот раз не попасть в списки кандидатов, так как не погасил долги за предыдущие выборы.
Приобрести место в региональных списках ЛДПР и КПРФ гораздо сложнее. Все пожертвования в этих партиях принимаются только в Москве.
Гарантий заплатившим кандидатам при этом никто не дает. На федеральном уровне во многих случаях наличные передаются из рук в руки даже без оформления расписок. «На встречах проговаривается, что это помощь партии. То есть деньги дарятся. Гарантией при этом выступают фамилии известных политиков, которым предлагается верить на слово», — говорит депутат Госдумы.
«Никаких расписок быть не может, так как переговоры проходят между людьми, которые, как правило, имеют какие-то личные отношения. Никто брать деньги у человека с улицы не будет, равно как и давать их. Расписка — это доказательство, которое всегда может всплыть. Кому это надо? Все делается под честное слово», — уточняет политолог Олег Иванов.
На областных и муниципальных выборах при безналичном взносе составляются договора пожертвования.
Один из собеседников «URA.Ru» рассказал о редком случае, когда Евгений Артюх подписал на выборах в 2013 году якобы с будущим кандидатом полноценный договор.
Одни источники утверждают, что уже уплаченные деньги обратно не возвращаются ни в каком случае. В случае с «подаренными» деньгами сделать это через суд невозможно сделать юридически. Не поможет даже составление договора с упоминанием таких форс-мажоров, как отказ в регистрации кандидатов. Лишь в отдельных случаях партийные лидеры делают это по личной инициативе. В частности, известно, что Евгений Артюх вернул своему спонсору Георгию Перскому деньги лишь спустя несколько лет.
«Идти в суд и качать права в данном случае бесполезно. Ведь сама процедура покупки мандатов незаконна. По действующему законодательству список кандидатов определяется по итогам тайного голосования делегатов съезда или конференции. Гарантировать заранее его итог — можно расценивать как мошенничество. Поэтому подобные сделки будут признаны недействительными», — объяснил «URA.Ru» практикующий электоральный юрист.
Прием документов на выборы в Госдуму завершен. «URA.Ru» сочувствует всем, кто уже потратился, но не достиг желаемого результата.