Греф назвал свои ошибки на посту министра
Бывший министр экономического развития и торговли, глава Сбербанка Герман Греф в интервью журналу Forbes рассказал об ошибках, допущенных им во время работы в правительстве.
«У меня не было масштабного опыта реформирования, поэтому, я думаю, я мог бы написать энциклопедию своих ошибок. Я действительно совершил много ошибок. Чем больше делаешь, тем чаще ошибаешься», — сказал Греф.
Он отметил, что не видит «ничего постыдного» в том, чтобы признаться в своих промахах. «Я стал министром в 36 лет. Команда мечтала построить одну из лучших стран в мире. У нас был большой драйв, мы работали, как проклятые. Тем не менее мы не смогли добиться всего, к чему стремились», — отметил экс-чиновник.
В частности, он отметил, что при планировании реформ не была подготовлена база для внедрения всех принципов проектного управления. «Нужно было создать базу для подготовки и переподготовки госслужащих на всех уровнях — и в регионах, и в правительстве. Мы иногда делали какие-то вещи, которые не понимал никто», — рассказал Греф. По его словам, получилось так, что 50-100 «носителей нового» готовили законопроект, а затем «огромная масса людей, тысячи, сотни тысяч вовлеченных в это управленцев» начинали его имплементировать.
«В результате часто выходило по Виктору Степановичу Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда», — признал глава Сбербанка.
Греф также назвал «своим личным большим упущением» то, что коммуникации между вовлеченными в процесс людьми были недостаточно налажены.
«Мы в свое время говорили: некогда этим заниматься, какое-то интервью дал в прессе — универсальное, про все, — ну, пусть читают. Кто-то прочитал, кто-то не прочитал, кто-то понял так, кто-то понял иначе. Мы постарались как можно быстрее, больше сделать, и в результате накапливался гэп недопонимания», — подчеркнул он.
Экс-министр добавил, что позднее понял, что вместо «прорывов по отдельным направлениям», которые «все равно захлебнутся», нужно «делать системные шаги».
Основные проблемы экономики сейчас заключаются «в отсутствии перманентных изменений», также сказал Греф. По его словам, страна «накапливает проблемы» и «гэп между нами и развитыми странами резко нарастает». «Мы сидим на монотоваре и понимаем, что у нас есть 10-15 лет для изменения структуры экономики», — отметил он. По мнению главы Сбербанка, в случае если экономика не претерпит структурных изменений, в условиях нарастающей глобальной конкуренции и отсутствия современных институтов, ликвидировать этот разрыв будет очень трудно.
Греф подчеркнул, что и президент Владимир Путин, и премьер-министр России Дмитрий Медведев «не думают, что картинка великолепная». При этом, по его словам, президент «учитывает риски». «Я знаю, как тяжело было каждый раз его убедить в тех или иных реформах, всегда была нужна большая энергия», — рассказал госбанкир.
При этом экс-глава МЭР отметил, что назначение бывшего министра финансов Алексея Кудрина на пост зампредседателя экономического совета при президенте — «очень позитивная история». В ответ на фразу о том, что многие считают Кудрина не способным на реформы, так как видят в нем «бухгалтера», глава Сбербанка заявил, что не применял бы к нему «ни в коем случае понятие «бухгалтер».
«Это человек, который видит макроэкономику, знает макроэкономику, человек с региональным опытом, научным опытом, федеральным управленческим опытом. И Алексей [Кудрин] отлично понимает, что частный бизнес при создании хороших условий может осуществить практически любые преобразования экономики», — подчеркнул Греф.
Ранее глава Сбербанка заявлял, что нынешнюю систему госуправления в России лучше всего можно описать фразой бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда». Однако он также утверждал, что не считает отставание России во внедрении новых моделей управления безнадежным. «Я не считаю, что наша страна безнадежно отстала, я говорил о том, что мы увидели за последние год-два в мире, как меняются модели управления в компаниях и государственные модели управления. Происходят очень быстрые изменения», — пояснял он.