Два главных вопроса власти: где Грипас и почему губернатор не в Чехии?
Свердловская власть переживает самый масштабный политический кризис за последние 23 года. Выход с майских каникул принес новые страхи: неясен статус вице-премьера Валентина Грипаса. Материалы проверки его деятельности УФСБ передала в СК и ГУВД, и накануне он исчез. «Был на опросе», — утверждают в правительстве. Возникли вопросы по судьбе двух других друзей губернатора Азата Салихова и Романа Масленникова. Сам губернатор срочно прервал свою европейскую командировку и накануне был вызван в Москву. Настроение в кабинетах хуже некуда. Что происходит в свердловской власти — в нашем ежедневном отчете.
Лучше всего настроения в правительстве иллюстрирует истерия, которая царила в свердловском «белом доме» со вчерашнего утра. Только-только министры пережили арест своего коллеги из МУГИСО Алексея Пьянкова, только обсудили причины эмоциональной отставки главы Минздрава Романа Белявского.
И вот традиционное заседание, а половины кабмина нет в зале! Сбежали? Арестованы? Ушли в отпуска или на липовые больничные?
Единственный гарант стабильности — премьер Денис Паслер. Он на месте и принимает просителей.
Аппарат путается в показаниях. Утренняя планерка задерживается на 25 минут, из-за чего переносится и основное заседание. Один клерк успокаивает себя, вслух обсуждая, что «задержка, скорее всего, связана с подготовкой к праймериз», а другой — более молодой — выдвигает версию о «работе с большим количеством поручений губернатора».
Перед началом заседания приходит новость с пометкой «молния»: губернатор Евгений Куйвашев, который в первый рабочий день недели вылетел в Москву, а затем в Чехию — в составе официальной делегации, срочно вернулся в российскую столицу. Администрация выпускает сообщение об обязательном участии главы региона в конференции с президентом страны по вопросам паводка. Но истерика сильна, и министров этим объяснением не убедить: опираясь на оперативные данные штаба, они настаивают, паводок закончился еще в конце апреля. У вызова другие причины.
Вот и новая информация. Следующую неделю Евгений Куйвашев планировал провести за пределами региона, чтобы не брать на себя ответственность за результаты праймериз «Единой России». А теперь, сливает знакомый чиновник, собирается вернуться в регион. Или останется в Москве.
Опять неопределенность.
Сразу после закрытой планерки пытаюсь поймать первого вышедшего из зала заседаний — министра транспорта и связи Александра Сидоренко с вопросом о том, как он переживает происходящее с коллегами и не боится ли за собственное будущее.
Министр на секунду меняет вечно учтивую улыбку на каменное выражение, затем нервно усмехается и с возмущением «вы, вообще, о чем спрашиваете, ни о чем таком я не думаю» — исчезает в туалете 16-го этажа Белого дома.
Сегодня его еще дважды вызовут в кабинет премьера, откуда он выйдет не в самом хорошем расположении духа.
От того же вопроса теряется министр физкультуры и спорта Леонид Рапопорт — он озирается по сторонам, то ли боясь внимания коллег, то ли высматривая ту самую перспективу. Будучи спортсменом он, впрочем, быстро собрается и тут же выдает: «Никто ничего подобного у нас и не обсуждает, просто работаем. Я ни к чему не готовлюсь, у меня шахматный принцип: взялся —ходи».
Встаю на пути у бегущего к лифтам Дмитрия Ноженко. Тот приветливо улыбается, но услышав вопрос, тут же старается тактично просочиться мимо меня к лифтам, нажимает кнопку «вниз» и смущенно приговаривает: «Я уже отвечал на этот вопрос — я делаю свою работу и работы этой много. Если кому-то моя работа не понравится и это прежде всего, наверное, губернатор — то он и примет решение. Пока я на своем месте и никакой у меня внутренней подготовки нет, время тратить, сидеть, к чему-то готовиться, нет».
Ярче всех настроение кабмина демонстрирует свердловский министр промышленности и науки Андрей Мисюра. Он выбегает из зала заседаний, но увидев журналистов снова уходит в зал, пытаясь заговорить с исполняющей обязанности министра здравоохранения Нонной Кивелевой.
— Андрей Васильевич, а вас зачем в Москву вызывали, из-за письма в поддержку Леонида Шалимова (ушедшего в отставку гендиректора НПО «Автоматики» — прим. «URA.Ru»)? — спрашиваю, подойдя к министру вплотную. Чиновник отвечает полным молчанием — у него широко раскрыты глаза, которыми он смотрит сквозь меня и плотно сжаты губы, будто он боится, что слова сами вырвутся из него.
— Поделитесь письмом? — спрашиваю снова.
— Это бумаги ДСП (для служебного пользования), — выдавливает сквозь зубы министр и снова убегает за спины коллег.
Чувствуется, что министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов был готов к провокационным вопросам и речь подготовил. «Все, что делает наше министерство — в рамках федерального и областного законодательства. Понятно, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но я уверен, что нарушений законодательства у нас нет», — бравирует перед входом в зал на заседание правительства министр.
Куратор Смирнова, вице-премьер, а ныне еще и и. о. главы МУГИСО Сергей Зырянов свое незыблемое спокойствие объясняет жизненным опытом. «Это вопрос в отношении себя совершенно не обдумываю. Сейчас задача добросовестно работать, пока ситуация с министром не разъяснится. На госслужбе всегда надо быть готовым к увольнению — к этому надо относиться спокойно. Делай то, что нужно и будет как будет, может это с возрастом вырабатывается».
Источник в МУГИСО имеет свое объяснение спокойствию нового министра: Зырянов не подписывал ни одной принципиальной бумаги в статусе вице-премьера, а став куратором блока с госимуществом перенес этот принцип и в новое ведомство.
В первый же день он распределил полномочия между отделами, передал право подписи единственному оставшемуся на свободе заму министра Александру Самбурскому, а сам вновь не подписывает ни одной бумаги. Радушно принимает посетителей, готов обсудить погоду и свой короткий отпуск, не погружаясь в дела.
Спокойствие излучает вице-премьер Александр Высокинский, и даже философствует. «Прямой функционал специальных товарищей предполагает наше сопровождение в постоянном режиме. Это контроль и к этому надо относиться как к снегу или гололеду — не надо сразу впадать в кому. Это их работа и наша работа. Колпак всегда есть и его никто никогда не снимает», — как всегда спокоен главный ответственный за областную стратегию и «Большой Екатеринбург». Его можно понять: в кабмине он не проработал и полугода.
Дмитрий Нисковских и вовсе второй день в статусе и. о. министра инвестиций и развития, а потому — самый счастливый человек в «белом доме». Уехавший в Чехию Алексей Орлов оставил его за старшего, Нисковских получил право выступить на заседании с трибуны и впервые в жизни защитил концепцию развития муниципалитета. Режевского городского округа.
В момент, когда все боятся рот раскрыть, и. о. министра заполняет собой неожиданный вакуум власти в СМИ, и щедро раздает телеканалам комментарии о прекрасном будущем Режа.
Даже мой вопрос не выводит его из приятного настроения. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», — лаконичен и несколько наигранно печален Нисковских.
На постоянных членов кабмина в этот момент больно смотреть. Пока шло заседание, они получали сообщения о том, что следующими «на выход» готовятся глава аппарата и вице-премьер Азат Салихов и замглавы администрации Роман Масленников. Версию с последним чуть позже развеет глава администрации губернатора Сергей Пересторонин, а Азат Равкатович зайдет в лифт со словами «я не даю комментариев, не хочу просто».
Если силовики не ослабят интерес к министрам, можно уже сейчас прогнозировать, какой будет новая власть. Члены кабмина разойдутся, «титаны» от предложения работать будут массово отказываться, и правительство сформируют молодые и амбициозные. Такие, как и. о. министра инвестиций Дима Нисковских.
Чуть позже новый шквал смс: претензии есть не к Салихову, а к другому его коллеге — Валентину Грипасу, куратору стройки к чемпионату мира. Он в числе семи членов кабмина отсутствовал на заседании. Его телефон на тот момент был отключен, а помощники сообщали, что руководитель находится в командировке в Москве и в регионе появится только вечером.
Несколько министров подтвердило нашему агентству, что Грипас находится в Москве и дает показания по материалам для уголовного дела. Другой источник настаивает, что силовики вызывали вице-премьера не на допрос, а на опрос. Причина — «растрата бюджетных средств», а заодно «пристальное внимание силовиков к стройкам спортивных объектов под ЧМ-2018».
Источники «URA.Ru» эти версии не опровергают: «Говорят, что отсутствие Грипаса связано с проверкой ФСБ. Там материалы сочли не интересными и отправили в СКР и МВД для принятия решения. Не исключено, что будет отказ. Но опросить все равно необходимо». В свердловском Управлении ФСБ от каких-либо комментариев отказываются.
Черная полоса в жизни свердловской власти продолжается и становится бесконечной.