Сирийская оппозиция: без России ни о каком перемирии не могло быть и речи
В Сирии за одни сутки сразу пять крупных оппозиционных движений обратились в российский центр по примирению враждующих сторон, созданный на авиабазе Хмеймим. Они просят создать инициативную группу по разработке проекта новой конституции. Представители оппозиции, духовенства и вооруженных формирований призывают к скорейшему началу политического процесса.
Их уже тридцать, и это не предел. Отрядов так называемой «умеренной сирийской оппозиции», которые согласились сложить оружие и сесть за стол переговоров, становится больше с каждым днем. За сутки к режиму прекращения огня в Арабской Республике присоединились восемь формирований. С командирами еще нескольких ведут переговоры. И все они подчеркивают: без России ни о каком перемирии не могло бы идти и речи.
«Мы не отрицаем, что все согласны с политическим решением, со всеми его деталями, каким бы оно ни было — женевским или венским, — говорит мусульманский проповедник, представитель умеренной оппозиции шейх Салих Аль Хариб. — Поэтому мы согласны с тем, что удовлетворяет всех сирийцев. Мы не будем выходить за рамки общесирийского согласия. Однако необходимо учитывать поэтапность этого процесса. Прежде всего, мы должны найти подходящую почву для урегулирования».
У американского координационного центра, который работает в иорданском Аммане, в последнее время исключительно мониторинговые функции. Реального результата оппозиционеры ждут от российского центра, расположенного на авиабазе «Хмеймим». Сразу пять формирований обратились к России с просьбой помочь в создании инициативной группы по разработке проекта новой конституции и запустить в Сирии политический процесс.
«Мы знаем, что Россия в Сирийской Арабской Республике играет большую роль в договоренности о прекращении огня и оказывает давление на все стороны конфликта для установления мира в Сирии, — поясняет представитель умеренной оппозиции, шейх Анас Аль Тауаль. — Россия общается со всеми странами для того, чтобы склонить их к политическому решению».
В Минобороны России обещают выслушать всех. Россия гарантирует безопасность оппозиционных лидеров при условии, что они подпишут соглашение о перемирии. И напоминает: все действия центра по примирению враждующих сторон абсолютно прозрачны. Отчеты публикуются практически ежедневно. В том числе — о нарушениях, которые, несмотря на прогресс в мирном урегулировании, постоянно происходят.
Подливает масла в огонь и Турция: на этот раз ее танки открыли огонь по одному из населенных пунктов провинции Идлиб. Иными словами, обстановка в Сирии пока далека от стабильной. Но поводов для оптимизма у самих сирийицев все же становится больше. «Сирийцы начали ожидать лучшего, — говорит представитель общества „За демократическую Сирию“ Мейс Крейди. — Сегодня мы должны сказать: „Хватит войны!“ Это подходящее время для начала процесса политического диалога. Нашей стране необходима новая конституция. Ради этого должны сотрудничать все силы: командиры вооруженных отрядов, религиозные авторитеты, но не террористы, так как террористам нет места в Сирии. Даст Аллах, будет создан комитет, который начнет свою работу в ближайшее время».
О важной роли, которую в сирийском мирном процессе играет Москва, все больше сейчас пишут и заокеанские журналисты и политологи. Один из самых ярких примеров — статья в Wall Street Journal. Ее автор, вице-президент центра имени Вудро Вильсона Аарон Дэвид Миллер уверен: без участия России и лично Владимира Путина дипломатическое решение кризиса неосуществимо. Это значит, что любой американский «план Б», особенно силовой, лишь усугубит ситуацию и обеспечит преемника Барака Обамы новой головной болью.