Переговоры в Мюнхене: «Может быть много непубличных условий…»
Россия, США и ООН договорились о возможности прекращении огня в Сирии. Многочасовые переговоры между Джоном Керри, Сергеем Лавровым и спецпосланником Стафаном де Мистурой ООН по Сирии увенчались соглашениями, что мало кто прогнозировал. Международная группа поддержки Сирии приняла решение добиться прекращения военных действий в стране в течение недели после подтверждения от Дамаска и повстанцев. Условия, которые должны будут одобрить сирийское правительство и сирийская оппозиция, еще только предстоит разработать.
Режим прекращения огня не коснется вооруженных групп, признанных ООН террористическими. Стороны переговоров в ближайшее время должны согласовать карту районов, которые занимают террористы. Договорились и о расширении координации военных действий, которые ведут в Сирии Россия и США.
Эксперт по международным отношениям, доцент МГИМО Михаил Троицкий по поводу возможной реализации нынешних договоренностей настроен скептически:
«Боестолкновения могут продолжаться, и даже не только Россия может продолжить наносить свои удары, что будет вызывать сопротивление международного сообщества, но и главное — правительственные войска Асада могут продолжать наступление на Алеппо, где, как может сказать Асад, окопались террористы. Переговоры возможны только тогда, когда все стороны считают, что находятся в патовой ситуации, причем в болезненной патовой ситуации, из которой надо выходить. На сегодняшний день мне не кажется, что Асад считает ситуацию патовой. Россия — не знаю, но тоже вряд ли. Пока даже неясно, кто договорился, и неясно, как и кто будет выполнять эти соглашения. Но надо понимать, что и США, и Россия — серьезные игроки, великие державы, и, наверное, сделав такие заявления, они постараются как-то их реализовать».
Наступление правительственных сил может способствовать увеличению договороспособности отступающих повстанцев, считает директор Международного института политической экспертизы, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:
«Москва и Асад разговаривали с позиции силы, учитывая тот факт, что наступление правительственных войск по направлению к Алеппо демонстрирует достаточно серьезные успехи, если верить СМИ. Поэтому я думаю, что там может быть большое количество непубличных условий, о которых мы узнаем лет через 20 из каких-нибудь мемуаров. Где-то это напоминает историю с тем же самым „дебальцевским котлом“, когда украинские власти стремительно стали более договороспособны после того, как их вооруженные силы были очень серьезно там потрепаны. Я думаю, что примерно та же самая ситуация у сирийской оппозиции: тоже надо быть более сговорчивыми в условиях, когда идет накат со стороны правительственных войск».
Также по итогам переговоров в Мюнхене были определены условия доставки гуманитарных грузов в Сирию, что должно облегчить страдания голодающего населения осажденных районов и сократить поток беженцев в Европу.