«Лишний» триллион в бюджете: бережливость или невнимательность?
Правительство отчиталось о 850 млрд рублей, которые министерства не смогли потратить в 2015 году. Откуда мог взяться такой остаток, и куда теперь пойдут эти средства?
Неучтенный триллион бюджетных денег обнаружился у правительства. Точная сумма, которую министерства не сумели потратить в 2015 году, — 850 млрд рублей. Об этом отчитались Минобороны и другие ведомства на закрытой части встречи президента с членами правительства 13 января. На ней обсуждались возможные варианты урезания бюджетных расходов на 2016 год.
Сумма остатка вызвала сильное недовольство президента Владимира Путина. Об этом сообщает РБК со ссылкой на чиновников в правительстве. Business FM поинтересовалась у главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина, откуда мог взяться такой остаток.
«Недоиспользование выделенных бюджетных лимитов — это, по-моему, нормальная ситуация по итогам каждого года. Я не знаю, насколько это характерно для остальных экономик, но в России заметно действует простое правило: проси больше, все равно, когда будут давать, урежут, а потом заберешь то, что тебе будет нужно. Бюджетополучатели в основном приходят с нереальными запросами и, естественно, просят гораздо больше, чем им нужно. В части оборонки, например, фильтр на предмет обрезания запросов был практически снят, и они неожиданно получили больше, чем были в состоянии освоить, потому что в 2014 году оборонка вышла уже на предел своих возможностей, и они загрузили все, что смогли. Формально высокие оборонные расходы для нас, исходя из внутренней экономической ситуации, — это роскошь. Поэтому, может быть, хорошо, что не все было потрачено, особенно если часть из этого оказалась просто ненужной министерству. Было бы хорошо, чтобы это пошло на инвестиционные расходы. Я не уверен, что на самом деле эти деньги будут направлены на развитие российской экономики».
То, что деньги не потрачены, — скорее плюс для бюджета, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский:
«Я не видел реакцию президента. Причины могут быть самые разные: и недостаточно точное планирование, и аккуратность Минобороны в использовании средств. Проблема же не только в том, чтобы выделить деньги, но и в том, что надо за эти деньги отчитаться. Мне кажется, эта ситуация лучше, чем если бы для Министерства обороны в нынешних условиях денег не хватало. Раз есть такой резерв, можно даже говорить об экономии средств в этом направлении. В любом случае Счетная палата подводит свою работу. По бюджету 2015 года мы уже имеем цифру 440 млрд рублей, которые были использованы либо неэффективным образом, либо с нарушением тех или иных позиций. Пока мы исходим из того, что деньги были не использованы без вреда нашей обороноспособности. Было бы хуже, если бы Минобороны отправило подрядчикам деньги, а потом не могло за эти деньги отчитаться. Не использованы — это не значит, что потрачены».
По оценке эксперта, остатки на счетах министерств могут использоваться двумя способами: либо направляться на покрытие дефицита бюджета, либо переноситься на текущие расходы. Обычно возможность перенести расходы на следующий год становится предметом торга между отраслевыми ведомствами и Минфином.