СМИ: Губернаторов поделили на два класса. «Все равны, но есть те, кто равнее»
В России окончательно сформировались два губернаторских класса. Представители немногочисленной первой группы спорят с центром и чувствуют себя полновластными хозяевами территорий. Второй класс особыми правами не обладал и раньше, а теперь должность рядового губернатора кратно потеряла в цене — глав регионов «треплют» силовики и ОНФ, а денег в бюджетах часто не хватает даже на социальные выплаты, пишет «Коммерсант».
2015 год окончательно разделил российских губернаторов на две касты. Представители первой обладают свободой, невиданной даже для многих федеральных чиновников. Глава Воронежской области Алексей Гордеев открыто критикует работу правительства и администрации президента. Рустам Минниханов (Татарстан) сохраняет статус президента, и заявляет, что не хотел бы рвать отношения республики с Турцией. Крымский губернатор Сергей Аксенов публично конфликтует с федеральным правительством из-за бюджетных средств. Имеют свое мнение по ряду вопросов Сергей Собянин и Рамзан Кадыров.
Для большинства же регионов, положение губернаторов далеко не такое уверенное.
В марте 2015 года показательно, под телекамеры, на своем рабочем месте был арестован сахалинский губернатор Александр Хорошавин. Всей стране показали обыски в квартире губернатора с пачками денег на полу и золотую ручку. До этого глав региона сначала снимали с работы, а уже потом возбуждали уголовные дела. Статус руководителя субъекта был негласной защитой.
Теперь это не так, что подтвердил в сентябре арест группы руководителей Республики Коми во главе с главой региона Вячеславом Гайзером. Это тоже происходило публично. И если Александру Хорошавину посылали сигналы через ОНФ, то к Гайзеру публичных вопросов не было до момента ареста. «Приветы» от ОНФ в 2015 году получали и другие губернаторы, например, Виктор Басаргин, и это статусности губернаторам тоже не придает. ОНФ наступает на больное: госзакупки и траты на пиар.
Аресты, критика ОНФ, социальное недовольство и трещащие по швам бюджетов — новые будни большинства губернаторов. По идее, возвращение прямых выборов глав в 2012 году должно было придать губернаторам сил и воли спорить с центром. Но федерализм оказался двухслойным: есть главы регионов, имеющие право, и есть все остальные. Дело не в институте, не в статусе должности и даже не в территории, а в личных возможностях. Соответственно, начинается отрицательный отбор: те, кто мог проявить себя, предпочитают отсидеться и не вступать во второй губернаторский класс. В первом классе новичков не ждут.