Российские националисты ушли в вооруженное подполье
Эксперты информационно-аналитического центра «Сова» подготовили доклад «Прокремлевские и оппозиционные — со щитом и на щите: Ксенофобия и радикальный национализм и противодействие им в России в первой половине 2015 года». Как следует из доклада, систематическими боевыми тренировками занимаются как провластные, так и критически настроенные к действующей власти националисты. Одновременно резко возросло число постоянно действующих клубов, аффилированных с националистами и занимающихся боевой подготовкой всех желающих. На сайтах ультраправых движений все чаще эксперты наблюдают призывы записаться в клубы по ножевому и рукопашному бою, тактике ведения боя в городе и в лесу, стрельбе и обращению с оружием.
«Порой это прямо связано с отправкой добровольцев на украинские фронты, но, несомненно, подготовка нацелена в первую очередь на будущее внутриполитическое применение», — объясняется в докладе. По данным экспертов, продвигают свои курсы военной подготовки организации «Русские Химки», E.N.O.T.Corp, «Русский выбор» и другие.
«Тревожно то, что националисты уже настроены не ходить по митингам, а все активнее учатся бегать с огнестрельным оружием», — выражает опасения директор центра «Сова», член президентского Совета по правам человека Александр Верховский.
По наблюдениям аналитиков центра, публичная активность русских националистов в первой половине этого года резко снизилась. «Традиционные шествия и митинги не собирали и половины привычного числа активистов, не удалось „раскрутить“ ни одного этноконфликта, меньше в целом стало так называемых рейдов, а самой популярной для обсуждения темой стал вопрос о „прессинге“ государства», — следует из доклада.
Объясняют эксперты это уголовным и иным преследованием наиболее ярких лидеров оппозиционно настроенных националистических организаций. Весной и летом этого года были начаты три уголовных дела по ст. 280 и ст. 282 УК, связанных с выкрикиваниями лозунгов, призывающих к насилию, участниками московских «Русских маршей» 2013-2014 гг. Эксперты полагают, что с помощью подобных дел власти демонстрируют оппозиционным националистам «новые, более жесткие правила игры», а именно что любой ксенофобский лозунг, даже звучавший не первый год, на публичной акции может стать поводом для преследования. «С подобными реалиями в таком масштабе националисты столкнулись впервые», — подчеркивает «Сова». По мнению аналитиков, давление на ультраправых при этом повысило сплоченность в среде тех из них, кто настроен оппозиционно.
Давление на националистов никогда не снижалось и сейчас нет особенного всплеска, возражает председатель исполкома Национально-демократической партии Владимир Тор. «Нынешняя власть продолжает традиции давления на русский народ, заложенные большевиками», — считает Тор.
Более успешными, пусть и немногочисленными, в этом году были акции провластных националистических движений «Антимайдан», Национально-освободительного движения (НОД) депутата Евгения Федорова, партии «Родина» депутата Алексея Журавлева, замечают эксперты. Самым крупным мероприятием были шествие «Антимайдана» «Год Майдану. Не забудем! Не простим!».
В то же время в публичной повестке как оппозиционных, так и провластных ультраправых тема поддержки самопровозглашенных республик на юго-востоке Украины отошла на второй план. «Возможно для националистов, как для людей радикальных, то, что происходит на юго-востоке Украины сейчас, является стагнацией. Нет наступления, с чем публично выступать непонятно», — рассуждает Верховский.
«Настоящие русские националисты поддерживают Новороссию, но власть вытаптывает все вокруг себя и не дает высказываться и действовать в легальном поле», — комментирует Тор.
Что касается проявлений насилия со стороны националистов, то, по наблюдениям «Совы», его уровень значительно снизился. Однако причиной может быть сознательное замалчивание информации об этом в СМИ, пишут эксперты. Если в прошлом году в аналогичном докладе «Сова» зафиксировала 74 жертвы подобного насилия, 13 из которых погибли, то сейчас эксперты пишут о 37 пострадавших, из которых погибли четверо. «Видимо, это связано с тем, что сообщать о деяниях российских радикальных националистов после активной медийной кампании об украинских „бендеровцах“ и „фашистах“ многим изданиям стало неудобно», — полагают аналитики «Совы».