Депутат Гудков попросил МИД поделиться основаниями для запрета на въезд в Россию
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков направил в МИД РФ запрос с просьбой предоставить список лиц, которым запрещен въезд в Россию, и привести причины для запрета. Об этом он написал на своей странице в Facebook, приложив скан запроса на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова. Список просочился в СМИ накануне, в нем оказалось 89 имен. В МИД не дали пояснений по персоналиям, объяснив появление списка в целом ответной реакцией на санкции ЕС.
Гудков указывает на непубличность процесса: «Правительство этого будто стесняется, прячется. Раз уж власти решили ответить на санкции — ну так давайте расскажем, кого мы туда включили, за что… С Госдумой при этом никто не советовался: может, такой список — это правильно, а может, ошибка, возможно, кого-то зря включили, а кого-то забыли. Было бы честно делать все публично». Кроме того, такой список затрудняет международное сотрудничество, указывает он.
Документ, переданный ранее российским внешнеполитическим ведомством в представительство Евросоюза в Москве, содержит 89 имен. Среди них члены Европарламента и законодательных органов стран ЕС, высокопоставленные военные и сотрудники иных силовых и разведывательных структур, общественные деятели, а также замглавы румынской госкомпании «Трансгаз». Большинство фигурантов из стран Балтии, Польши, Швеции и Великобритании.
К опубликованию списка привел инцидент на границе с депутатом Бундестага Карлом-Георгом Вельманом, которого не пропустили на контроле в московском аэропорту Шереметьево. Политик, который возглавляет немецко-украинскую парламентскую группу, утверждает, что с ним там обращались «крайне неприветливо» — «как с преступником». После этого Евросоюз запросил данные о людях, которым запрещен въезд — с тем, чтобы о запрете они узнавали не на границе.
Как отмечает «Коммерсант», по числу фигурантов в списке с большим отрывом лидирует Польша — 18 имен. Представителей Великобритании в стоп-листе девять. Далее идут Швеция и Эстония (по восемь), Германия и Литва (по семь), а также Латвия и Румыния (по пять). Таким образом, пишет издание, «наибольшему санкционному давлению Москвы подверглись представители тех стран ЕС, которые занимают жесткую позицию по отношению к РФ и выступают за продление санкций на предстоящем 26 июня саммите ЕС».
«Ведомости» со ссылкой на AFP обращают внимание, что в «черном списке» экс-премьер Бельгии Ги Верхофстадт. Его пресс-секретарь связал попадание под действие российских санкций с заявлением о необходимости проведения независимого международного расследования убийства политика Бориса Немцова.
В списке, указывает «Ъ», нет представителей Кипра, Венгрии, Греции, Ирландии, Австрии и других стран, которые «делают примирительные жесты по отношению к Москве».
Заместитель директора департамента информации и печати МИД России Мария Захарова назвали «низким» предание огласке «черного списка» граждан Евросоюза, которым запрещен въезд в Россию. Стоп-лист, в котором 89 персон, попал в прессу 30 мая. Затем депутат Госдумы Дмитрий Гудков направил в российское внешнеполитическое ведомство запрос с просьбой назвать имена людей из списка. МИД этого делать не стал.
У себя в Facebook Захарова объяснила, что не одобренные Совбезом ООН «черные списки» — это тупиковый путь, а Россия, согласно сложившейся международной практике, вынуждена отвечать на них зеркально. ЕС и США начали включать граждан РФ в такие стоп-листы в 2014 году.
«Брюссель по дипломатическим каналам начал просить Москву предоставить списки для минимизации неудобства потенциальных отказников». Проще говоря, добавила она, «нас начали просить пойти навстречу тем, кому лень обратиться в российские загранучреждения за информацией, чтобы они не тратили зря время и деньги и были оповещены заранее».
Москва, продолжила Захарова, на эту просьбу оперативно отреагировала и предоставила списки по дипломатическим каналам. Впоследствии «эти же самые „коллеги“, которые просили пойти навстречу „для их же удобства“, моментально предали списки огласке», заявила представительница министерства.
«Начали требовать от Москвы официальных объяснений, сделав вид, что понятия не имеют о всей истории со списками, — написала Захарова. — Господа, это низко».