Медведев начал легализацию «параллельного импорта» ради снижения цен
Глава правительства России Дмитрий Медведев одобрил идею легализации параллельного импорта для ряда товаров, сообщает Интерфакс со ссылкой на протокол совещания у премьер-министра, состоявшегося 22 апреля 2015 года.
«Считать целесообразным поэтапный переход к международному принципу исчерпания прав на товарные знаки по отдельным группам товаров», — процитировал документ собеседник агентства, знакомый с содержанием протокола.
При этом профильным ведомствам поручено до 22 мая 2015 года представить в правительство предложения по конкретным группам товаров, разрешение на ввоз которых в Россию без согласия владельцев бренда может быть дано в первую очередь. Кроме того, до 16 июля 2015 года планируется провести консультации с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), по вопросам разработки и применения механизма параллельного импорта с учетом соблюдения интересов потребителей и инвесторов на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
На совещании 22 апреля 2015 года Медведев заявлял, что переход на международный принцип исчерпания прав может стать «важной антикризисной мерой».
«[Это] повлечет за собой легализацию так называемого параллельного импорта и даст возможность ввозить в нашу страну товар под соответствующей торговой маркой, товарным знаком, который получит любой импортер, а не только владелец этого товарного знака или его официальный дистрибьютор. Поэтому продукцию можно будет закупать в третьих странах, где она стоит дешевле, импортировать ее на нашу территорию без ведома производителя или правообладателя. Естественно, это может сказаться на ценах в сторону их уменьшения», — говорил глава правительства.
В настоящее время в России, как и в остальных странах Таможенного союза (ТС), действует региональный принцип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности. Согласно этому правилу, ввоз таких товаров на территорию ТС возможен только с разрешения владельца бренда, а ввозимые без такого разрешения товары должны задерживаться на внешних границах ТС. Однако после легального попадания товаров на территорию РФ, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии, исключительные права хозяина товарного знака перестают действовать, и дальше такие товары могут перепродаваться внутри ТС свободно.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) давно выступает за переход на международный принцип исчерпания прав, в соответствии с которым товары можно будет ввозить в Россию не только по официальным каналам эксклюзивных дистрибьюторов, но и параллельно им (отсюда и название — параллельный импорт), без разрешения владельцев брендов из любой страны мира.
«Российская компания сегодня не может ввезти легально купленный в той же Европе товар для целей перепродажи. Ей для такого ввоза нужно получить еще согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию товара», — сетовал еще в 2012 году глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, во многих случаях российским предпринимателям приходят немотивированные отказы в получении разрешений от производителей, в то время как эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей.
Однако скептики опасаются, что изменение правил игры ухудшит положение инвесторов, вкладывающихся в создание предприятий по выпуску разного рода брендовых товаров (например, бытовой техники или лекарств на территории России) и увеличит приток на рынок контрафакта.
В октябре 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что параллельный импорт может быть легализован в стране не ранее 2018 года. Он отметил, что пять-шесть лет — это «разумный срок, в течение которого инвестиции могут вернуться».
В ноябре 2014 года СМИ сообщали, что власти России рассматривают возможность разрешить по предложению ФАС параллельный импорт. В феврале 2015 года перечень товаров, ввоз которых без прямого разрешения правообладателей может быть открыт в первую очередь, обсуждался на очередном совещании у Шувалова.
В марте 2015 года вопросы применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак обсуждались на заседании рабочей группы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В ходе встречи региональный принцип исчерпания права был назван наиболее соответствующим «целям развития экономик стран-участниц Союза». В то же время стороны согласились с тем, что для товаров, которые «доступны на внутреннем рынке Союза в недостаточном количестве, качестве, по завышенным ценам», можно сделать исключение.