«У Суркова в кабинете уже в 2013 году висела карта, где Крым был российским»
Экс-чиновник администрации президента (АП) Борис Рапопорт, работавший под руководством помощника президента Владислава Суркова и курировавший работу с Донецкой и Луганской народными республиками, дал первое интервью после отставки. Он рассказал «Московскому комсомольцу», что ушел из АП по состоянию здоровья, а не из-за «провала политики Кремля», как писала украинская пресса.
Рапопорт считает, что «решительность, с которой действует Россия на этом направлении, сама по себе уже является большим успехом». «Миллионы людей на Украине верят, что кровь пролилась не зря и что жители юго-востока отстоят свои права. Эти люди рассчитывают на моральную и материальную поддержку России. Им ведь больше не на кого рассчитывать. Россия от них не отвернется, и они обязательно победят», — сказал Рапопорт.
Экс-чиновник не стал отвечать на вопрос, курировал ли Сурков присоединение Крыма к России. «Когда я назначался в 2013-м, уже тогда в приемной Суркова висела карта Российской империи, на которой Крым был частью России, — говорит Рапопорт. — До референдума в Крыму были неоднократно, в том числе обсуждали вопросы, связанные с подготовкой соглашения о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив. А об остальном — думайте сами».
Рапопорт опровергает тезис о том, что Сурков «сливает Новороссию» и отказывается от поддержки ДНР и ЛНР. «Он всегда был и остается сторонником доктрины „Москва — третий Рим“ и считает, что если любое государство не расширяет сферы своего влияния, то начинает деградировать. Он исходит из того, что экспансия — это естественное состояние здорового государства. Именно Сурков в 2005 году ввел в актуальный политический обиход термин „русский мир“ и именно он стоял у истоков нового праздника русского мира — Дня народного единства», — говорит соратник кремлевского «серого кардинала».
Бывший сотрудник администрации президента видит два возможных выхода из ситуации.
«Первый сценарий: Украина должна быть переучреждена заново как договорная федерация. Войдет или нет в состав Украины Донбасс, зависит от того, какие будут условия федеративного договора, — говорит он. — Другой сценарий: продолжение Киевом садистской социально-экономической блокады Донбасса. Этот сценарий вынудит Донбасс ввести свою валюту, переориентировать промышленность и отделиться от Украины. Это станет детонатором для процесса отделения остальных регионов, поскольку мощные протестные настроения существуют и в Одессе, и в Закарпатье, и на Западной Украине. Какой сценарий будет выбран — решать Украине. Россия будет помогать юго-востоку при любом сценарии. Еще раз подчеркну: выбор должна сделать сама украинская власть. Это их внутренний конфликт, и их судьба в их собственных руках».