Политологи зафиксировали новую расстановку сил в окружении Путина
Расклад сил в политической элите страны сильно поменялся со времени присоединения к России Крыма.
К такому выводу, констатировав демонтаж двухполюсной модели управления страной, пришли эксперты в новом докладе холдинга «Минченко консалтинг» «Политбюро 2.0 и посткрымская история».
За полгода значительно нарастил свое влияние глава кремлевской администрации Сергей Иванов. Между тем, сильно ослабли позиции премьера Дмитрия Медведева. Произошел римейк гонки преемников Путина 2006-2007 годов. Тогда руководивший национальными проектами Медведев обошел считавшегося фаворитом Иванова, считает один из авторов доклада Евгений Минченко.
«Ситуация отразилась зеркально и состоялся реванш Иванова. Ресурсы в значительной степени перетекли из рук премьер-министра в руки главы президентской администрации», — говорит он.
При этом Минченко констатирует, что Сергей Иванов усилил влияние именно в тех областях, где в последнее время его потерял Дмитрий Медведев. Дело в том, что Иванову президент Путин доверил курировать важное украинское направление, это позволило ему замкнуть многие формальные и неформальные процессы лично на себя. Стала выше его информационная активность.
Как отмечают эксперты, он стал выразителем мнения группы «силовиков-государственников». Однако Владимир Путин не дает силовой корпорации консолидироваться, поэтому невозможно появление «силового вице-премьера», отмечают эксперты.
Между тем, Медведев окончательно стал техническим премьером. Но в этом есть плюс — на своем месте в таком качестве он может продержаться достаточно долго, предполагают эксперты. Украинский кризис лишил Медведева основного ресурса — отношений с Западом, считает политолог Алексей Макаркин. При этом он остается полноправным членом «Политбюро 2.0», в первую очередь, из-за близости к Путину и наличию неформальной договоренности, срок которой еще не истек.
Свое влияние теряет Игорь Сечин: из государственного политика он переходит в статус крупного бизнесмена, теряя влияние в политических решениях. Также потерял очки мэр Москвы Сергей Собянин. После фразы Путина «Не Робеспьер», которая прозвучала после выборов, имидж московского градоначальника снизился, впрочем, как и его неформальное влияние. «Собянин выступил как непубличный глава региона, а не как претендент на национальное лидерство», — говорится в докладе.
Как отмечают в докладе эксперты, до сих пор ориентация российских элитных групп была биполярной: с одной стороны, полюсом притяжения был лидер условных «силовиков-государственников» президент «Роснефти» Игорь Сечин, с другой — Медведев как лидер «системных либералов».
Теперь же ориентация элит распределяется по секторам, где кураторами выступают наиболее сильные игроки: в обороне и ВПК это министр Сергей Шойгу, руководитель администрации Иванов и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов; во внутренней политике — Иванов и его первый заместитель Вячеслав Володин.