Екатеринбург вместо города может стать городским округом
Мнение жителей Екатеринбурга относительно его возможного преобразования в городской округ с делением на внутригородские округа, имеющие статус самостоятельных муниципалитетов, будет учтено только как рекомендация и не более. Об этом заявил в пятницу в ходе пресс-конференции директор Уральского института регионального законодательства, бывший спикер Свердловской облдумы Николай Воронин. Николай Андреевич признает, что новая редакция ФЗ-131 требует от субъекта Федерации учитывать мнение населения города при принятии этого решения, но трактует этот пункт закона исключительно как ни к чему не обязывающую процедуру.
Напомним, соответствующий пункт в Федеральном законе звучит следующим образом: «71. Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа c внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа c внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом».
По мнению Николая Воронина, в данном случае мнение населения следует выяснять с помощью опроса (ст. 22 гл.3 Устава МО «город Екатеринбург»). Данная статья гласит: «Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений городской Думой, Главой Екатеринбурга — Председателем Екатеринбургской городской Думы, главой Администрации города Екатеринбурга, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер».
Директор УИРЗ также подчеркнул, что проведение по данному вопросу общегородского референдума будет признано незаконным, так как местные референдумы могут проводиться только по вопросам местного значения, а данный вопрос выходит за эти пределы.
С ним категорически не согласен председатель городского избиркома Илья Захаров, который в беседе с корреспондентом НР указал, что в уставе Екатеринбурга прописано несколько форм учета мнения населения, и в данном случае следует применить метод общегородского голосования (ст. 16 гл.3 Устава города). Статья 16 гласит, что голосование проводится «В целях получения согласия населения при изменении границ, преобразовании муниципального за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации». Что же касается референдума, то, пояснил Илья Захаров, о нем речи и не идет, хотя в уставе города прописана и такая форма волеизъявления населения (ст. 12 гл.3).
Илья Захаров считает, что его оппоненты в данном случае немного лукавят. «Мне кажется, что они просто боятся всенародного голосования, так как понимают, что население Екатеринбурга не поддержит дробления города на районы, и тогда морально им будет гораздо труднее провести изменения, которые они хотят провести. Куда проще провести опрос 1000 человек и заявить, что мнение населения учтено», — считает председатель избиркома.
Напомним, вступивший в силу закон позволяет областным администрациям дробить крупные города на отдельные районы-муниципалитеты со своим бюджетом, местными налогами и собственным муниципальным имуществом. Каждый внутригородской район-округ сможет самостоятельно взаимодействовать с областной администрацией по вопросам субсидий, субвенций и т. д. Роль городских властей в управлении городом в этом случае на порядок снижается. При этом выборность городской думы и главы города может быть либо сохранена, либо нет — этот вопрос также отдается на откуп областным заксобраниям.