Симонов: Путин пригласил к переговорам не Украину, а ЕС
В среду Украина заявила, что из-за высоких цен прекращает закачку российского газа в подземные газохранилища (ПХГ). «Мы газ на сегодняшний день не закачиваем. У нас еще есть время осуществить соответствующую закачку», — сообщил глава украинского минэнерго Юрий Продан. Он в очередной раз отметил, что уровень цен на российский газ Украину не устраивает и Киев будет вести переговоры о возврате старой цены.
Незаполненные украинские ПХГ в перспективе могут угрожать стабильности транзита российского газа в Европу. Схема поставок выстроена таким образом, что для бесперебойного обеспечения европейских потребителей зимой, когда потребление газа сезонно возрастает, нужно задействовать украинские хранилища. А они, в свою очередь, должны быть заполнены еще летом.
Кстати, аналогичная ситуация уже имела место летом 2013 года, когда Киев заявил, что самой Украине хватит и того газа, что уже есть в ПХГ, а дополнительные объемы по существующим ценам «Нафтогазу Украина» покупать невыгодно. Тогда цена составляла около $ 420 за 1 тыс. кубов. В итоге «Газпром» продал недостающие объемы (около 4 млрд кубометров) со скидкой, цена составила $ 268. Но тогда эту скидку получил не «Нафтогаз», а компания Ostchem, подконтрольная украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу.
Несмотря на то что Украина поставила транзит под угрозу, Россия с ответными мерами торопиться не стала.
Политолог Дмитрий Орешкин указывает, что если бы Путин планировал принять жесткие меры в отношении Украины, соответствующие распоряжения отдавались бы не публично. «Тот факт, что было собрано совещание с членами правительства, уже сам по себе говорит о том, что президент был намерен продемонстрировать готовность России к переговорам, — полагает Орешкин. — С одной стороны, это работает на имидж Путина, который не хочет окончательно ссориться с Западом, с другой — снимает ряд чисто технологических рисков». Например, если бы была введена та же авансовая схема, Украина начала бы отбор газа из европейских объемов.
«Надо договариваться, и Путин это понимает. А чтобы договариваться — нужно, чтобы тебя воспринимали не как „душителя Украины“, а как цивилизованного политика, готового к переговорам», — поясняет политолог.
«Путин проявляет определенную аккуратность и сдержанность, — отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — По итогам совещания в среду от него ожидали жестких решений (например, перевод украинских поставок на авансовую схему), однако он продемонстрировал готовность к переговорам».
По словам Симонова, тактика Кремля выглядит следующим образом: «надавить — отпустить». И сейчас как раз второй период.
«Мирная инициатива Путина является приглашением к переговорам, но не Украины, а Евросоюза, — говорит глава ФНЭБ. — Предметом переговоров может служить проект газопровода „Южный поток“, реализацию которого Европа пытается остановить». Если ЕС даст «зеленый свет» «Южному потоку», Россия, по мнению Симонова, может снизить цену на газ для Украины, в том или ином виде вернув «харьковскую скидку». Таким образом, цена составит около $ 385 за 1 тыс. кубометров.
Впрочем, по словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Украина не сможет расплатиться с Россией при любой цене (напомним, Киев до сих пор не оплатил мартовские поставки, которые осуществлялись по цене в $ 286,5). Какова будет реакция «Газпрома» на это, сказать сложно.
«При нормальных обстоятельствах стороны договорились бы об условиях отсрочки платежей. Но поскольку Россия преследует политические цели, реакция „Газпрома“ труднопредсказуема», — поясняет Корчемкин.