Депутаты приравняют блогеров к журналистам
Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект, позволяющий приравнять создателей популярных блогов к СМИ, а, следовательно, блогерам придется получить журналистскую аккредитацию.
Поправки будут внесены сразу в несколько законов, базовыми из которых станут закон о СМИ и о Интернете. На активных пользователей Рунета будут распространяться ограничения, предусмотренные законом для СМИ. Цифра ежедневной посещаемости блога пока обсуждается, но предварительно депутаты остановились на 10 тысячах. «При получении такой аккредитации блогер автоматически подписывает обязательство соблюдать требования для СМИ — то есть публиковать только проверенную информацию и нести ответственность за публикуемые материалы», — пояснили «Известиям» в Госдуме.
«За его мнением могут последовать и другие люди, он дает информацию с личной оценкой, тем самым становится личностью федерального масштаба», — подтвердил разработку новых документов в парламенте первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационным технологиям Вадим Деньгин. Он также заявил, что пока поправки обсуждаются на экспертном совете при комитете. При этом в работе активное участие принимают сами представители блогосферы.
Отметим, что Деньгин и сам является активным блогером, ежедневно его записи читают порядка четырех тысяч пользователей, и, как заявил депутат, при принятии соответствующего закона он готов получить журналистскую аккредитацию.
Сами блогеры считают такие ограничения абсурдом и просят депутатов «не путать теплое с мягким», и не делать из персональных блогов СМИ. «За блогом стоит человек, который может, как и любой гражданин, в офлайне ответить за уже существующие статьи, например, за клевету. Поэтому, чтобы привлечь его к ответу, вовсе необязательно приравнивать блоги к СМИ», — считает активный пользователь Рунета Станислав Апетьян.
Эдвард Чеснаков, эксперт в сфере массовых коммуникаций, также скептически отнесся к инициативе депутатов. Он заявил, что Интернет — это децентрализованная сеть, которую проблематично подчинить какому-либо регулированию. «Мы можем взять четыре наиболее популярных ресурса — LiveJournal, Twitter, Instagram и YouTube. Все эти интернет-ресурсы юридически и физически расположены в США. Трудно понять, каким образом российские власти будут технически обязывать обладателей блогов на этих сайтах регистрироваться, как СМИ, и как будут оценивать посещаемость», — предупреждает Чеснаков.
Однако первые иски в суд, поданные на блогеров, подтверждают, что за свои слова им придется отвечать, а уж по какому закону, не имеет большого значения.