Екатеринбург и Челябинск вновь хотят объединить
Одним из первых вопросов, поднятых в рамках форума межрегионального сотрудничества «Россия — Казахстан», стало обсуждение проекта создания агломерации Екатеринбурга и Челябинска.
Проект создания масштабной агломерации Челябинск — Екатеринбург болтается в чиновничьих кабинетах более десяти лет. С 2000 года уральские власти вынашивали различные совместные инфраструктурные проекты, в том числе строительство крупнейшего аэропорта и транспортного коридора, который мог бы соединить Китай, Казахстан и Европу через Южный и Средний Урал. Однако экономические и политические сложности практически похоронили эти задумки. Эксперты отмечают, что именно сейчас, когда ситуация в экономике областей вновь напряженная, создание агломерации снова актуально.
Агломерация «Челябинск — Екатеринбург» может стать новым мегапроектом Уральского федерального округа. «Урал Промышленный — Урал Полярный» схлопнулся, возникшая на его месте «Корпорация развития» не может претендовать на лавры предшественника. Таким образом, идея конурбации становится альтернативой проекту межрегионального развития", — пояснил источник «УралПолит.Ru».
Теоретически заинтересованность в создании агломерации есть у обоих регионов. Как отметил один из разработчиков проекта, депутат южноуральского заксобрания Константин Захаров, именно сейчас ситуация в экономике требует объединения усилий регионов.
«Я ни для кого не открою секрет, сказав о том, что мы сейчас находимся в перманентном состоянии, которое с точки зрения бизнеса характеризуется как кризисное. Это некий долгосрочный тренд, в котором надо определять свои отношения с внешней средой. Есть ощущения, что те рычаги и способы управления процессами в экономике, которые используются в последнее время, себя не сильно оправдывают», — заявил Захаров.
По его словам, проект создания агломерации был реанимирован еще в 2011 году, когда в ходе конференции «Единой России» Владимир Путин заявил о возможности создания такой агломерации. При этом, уточнил Захаров, речь идет не столько об объединении двух городов, сколько о развитии и, возможно, создании новых географических точек.
«Если мы говорим о конурбации*, слиянии городов, то в данном случае мне нравится пример Германии. Там коренное население практически не живет в крупных городах. Но, учитывая многочисленные автобаны, для них нормально жить в радиусе ста километров от города и каждый день ездить на работу. А крупные города остаются экономическими и культурными центрами».
*Конурбация — (от лат. con «вместе» и urbs «город») городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий при отсутствии явно доминирующего центра.
Один из инициаторов темы межмуниципальной агломерации на российском уровне, руководитель рабочей группы по агломерациям российских городов, член рабочей группы Министерства регионального развития по агломерации Юрий Кузнецов подчеркивает, что вопрос агломерации — скорее вопрос интересантов, которым выгоден этот процесс.
«Тема, на мой взгляд, интересная. Но мне кажется, что до момента, когда могут появиться какие-то действия и эффекты, далеко. Екатеринбург и Челябинск — это два города-миллионника, имеющие минимальное расстояние друг от друга. И 200 километров, учитывая текущие скорости, — не такое большое расстояние. Но здесь трудно говорить об агломерации, можно говорить об агломеративном коридоре, обеспечении интересных режимов для бизнеса вдоль трассы. Главное — чтобы были интересанты с обеих сторон».
Его данные подтверждает тот факт, что создание агломерации в первую очередь предполагает строительство развитой современной транспортной инфраструктуры, тогда как на сегодняшний день доминирующим видом транспорта в России остаются железные дороги. Причем далеко не самые современные.
«Здесь впору вспомнить о Великом шелковом пути, который проходил у нас и сделал Россию привлекательной страной. Речь идет о возвращении этого проекта. Если смотреть на Китай, то существуют два маршрута: морской и сухопутный. Морской пролегает через Индийский океан, и сейчас еще Россия открывает Северный морской путь. Сухопутный же идет через территорию Казахстана и России и выводит на перекресток Челябинск — Екатеринбург. Если речь идет в том числе о строительстве между Челябинском и Екатеринбургом скоростного транспорта, стоимость этого проекта будет в пределах 9 млрд рублей», — подчеркнул Константин Захаров.
Екатеринбургские коллеги Захарова традиционно более политизированны. Как заявил заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский, проект создания агломерации рассматривался еще в рамках создания стратегического плана развития города, однако для его практической реализации в первую очередь нужна «политическая воля».
«Опыт реализации проекта агломерации Екатеринбург — Березовский — Верхняя Пышма показывает, что здесь наступает политический аспект. При обсуждении этого проекта мы столкнулись с тем, что со стороны областных властей он расценивался как попытка расширить влияние Екатеринбурга. Мне глава Березовского тогда говорил: „У меня здесь своя дума, свой бизнес, зачем мне это?“. Люди, имеющие властные полномочия, боятся их потерять. И в случае с Екатеринбургом и Челябинском мы, конечно, столкнемся с ревностью двух губернаторов. Потому что по сути это будет третий город федерального значения. Поэтому в первую очередь необходимо политическое решение», — подчеркнул Высокинский.
Второе необходимое условие — определение знаковых проектов, которые могут быть реализованы в рамках агломерации. И если на первоначальном этапе проработки проекта рассматривалась возможность строительства крупного аэропорта, а ля Франкфурт-на-Майне, то сейчас, после колоссальных инвестиционных вливаний в Кольцово, этот проект вряд ли будет реализован. Второй проект, задуманный еще в начале нулевых, — строительство крупного транспортного терминала. «Это может стать воротами между Китаем, Казахстаном и Европой», — подчеркнул Высокинский.
По словам экспертов и разработчиков проектов, главная сложность в создании агломерации — перейти от стадии обсуждения к непосредственной реализации проекта. И в этом случае все вновь упирается в пресловутую «политическую волю». Екатерибургские власти рассчитывают, что определенный толчок этому проекту может дать победа заявки столицы Урала на право проведения выставки Экспо-2020, результаты борьбы станут известны уже 27 ноября. Однако учитывая сильных конкурентов, в частности Дубаи, Измир и Сан-Пауло, велика вероятность, что после этого проект агломерации вновь будет отложен.