«Какая же это стабилизация?» Врачи — о ситуации с коронавирусом в России
Каждый день в России умирает от коронавируса более 1200 человек. При этом власти в регионах начали говорить о стабилизации ситуации. Медицинский обозреватель портала НГС Мария Тищенко узнала у экспертов, что об этом думают они.
— Рано говорить о стабилизации, потому что сейчас идет самый высокий уровень заболеваемости за всю эпидемию. Я считаю, что даже слово «стабилизация» употреблять нельзя при таком уровне заболеваемости и смертности, — заявил вирусолог Сергей Нетёсов.
— Есть ряд факторов сохранения такой высокой цифры заболевших: люди по-прежнему неохотно соблюдают меры предосторожности — далеко не все носят маски в общественных местах. Например, многие до сих пор надевают маску только перед оплатой покупок на кассе, — говорит врач-терапевт Ирина Аманатова. — И еще один фактор — повсеместное тестирование на коронавирусную инфекцию.
Небольшой спад благодаря вакцинации произойдет к третьей неделе декабря — примерно к этому сроку многие поставят второй компонент вакцины, полагает Ирина Аманатова.
— Если этот спад будет, то следующая волна, судя по опыту предыдущих, будет через два-три месяца, — говорит она.
По мнению специалиста лабораторной диагностики Андрея Позднякова, снижения уровня заболеваемости пока нет, и в ближайшие месяц-полтора вряд ли будет — впереди новогодние праздники, когда люди активно контактируют.
Андрей Поздняков напоминает, что третья волна, так и не закончившись, плавно перетекла в четвертую: был подъем, плато и снова подъем.
— Если не ускорятся темпы вакцинации в декабре и январе, то не наступит улучшение, — согласна главный врач сети многопрофильных клиник Татьяна Овсянникова. Она отмечает, что вирусологи прогнозируют пятую волну на февраль — и уже с «омикроном».
— Если мы будем эффективно лечить пациентов, как только они заболели, даже не имея на руках результатов ПЦР-теста, но с любыми симптомами ОРВИ, безопасными, эффективными, доступными медикаментами по протоколам, вероятно, огромное количество людей не будет достигать тяжелой стадии заболевания, — считает Татьяна Овсянникова. — Тогда не будет необходимости в госпитализации, и всё это улучшит показатель смертности. Но пациенты с симптомами ОРВИ должны соблюдать изоляцию.
Поводов для особого расслабления и даже для позитивного восприятия нет, коронавирус продолжает активно циркулировать, говорит эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев.
— У нас колоссальная смертность, Россия — в числе мировых антилидеров, в том числе по избыточной смертности. Нужен такой набор решений, который может кардинально повлиять на эту ситуацию. Но с момента принятых решений, когда была объявлена нерабочая неделя, введена система QR-кодов, уход на дистант детей, мы добились только плато, стабильного уровня. Это негативный результат, — считает Александр Соловьев.
— Мы привыкаем к цифрам оперштаба, уровень тревожности уменьшается: год назад стабильность была на уровне 100 случаев, сейчас, например, 300-700 в день. Какая же это стабильность? У нас при этом идут огромные потери людей. Это говорит о том, что мы не можем управлять процессом распространения коронавируса: тренд снижения может смениться снова подъемом заболеваемости.
Делать неоптимистичные прогнозы его заставляют такие факторы, как низкий темп вакцинации и ревакцинации («и мы еще не приступили к вакцинации детей»), а также распространение нового штамма «омикрон», в том числе среди вакцинированных и переболевших.