Константин Северинов о смертности третьей волны в России: «В некотором смысле, мы мрем как мухи»
Смертность от коронавируса в России приняла такие масштабы, что можно говорить о том, что мы мрем как мухи. В 2020 году избыточная смертность в стране составила 600 тысяч человек. Об этом во вторник в эфире программы «В круге света» на радиостанции «Эхо Москвы» рассказали доктор биологических наук, профессор Сколтеха и Ратгерского университета Константин Северинов и его коллега, кандидат биологических наук Илья Колмановский.
«В мире умирает, по официальным данным, между 46 и 50 тысячами человек сейчас [в неделю]. Из них 7 тысяч умирает россиян. Это означает, что каждый 8-й умирающий от ковида человек — россиянин. При этом Россия с ее населением 146 миллионов составляет лишь 1⁄50 или даже меньше всех жителей земли. Это означает, что мы, в некотором смысле, по официальным данным, мрем как мухи», — заявил Константин Северинов.
«И можно еще продолжать этот страшный эксперимент. Страшную игру, когда мы пытаемся не соблюдать барьерные меры, которые во всем мире останавливают эпидемию. У нас явно нет политической воли и какого-то правительства, которое могло бы взять на себя за это ответственность. Установить локдаун, прервать цепочки, сделать так, чтобы люди не передавали друг другу вирус. Это можно сделать только при помощи карантина и локдауна», — заявил в свою очередь научный журналист, лектор Илья Колмановский.
Он также объяснил слушателям программы, почему пандемия COVID-19 течет волнами.
«Это не совсем волны, это все единая инфекция. Просто она, к счастью, устроена так, что она не прожигает всю популяцию насквозь за три месяца. При таком сценарии на один аппарат искусственного дыхания у нас претендовало бы в Москве около 10 человек единовременно. А в Чечне — около 100 человек. Выяснилось реальным жестоким экспериментом на людях, что вирус распространяется вспышками, потому что большую часть вируса передает небольшое количество таких особенных людей — суперспредеров. И надо чтобы несколько из них выстроились в цепочку, чтобы город снова встал перед необходимостью обратить на вирус внимание. Пока есть некоторое затишье — люди считают, что все ушло», — пояснил Колмановский.
Константин Северинов обратил внимание слушателей на официально озвученное Центром им. Гамалеи количество произведенной отечественной вакцины — по словам Александра Гинзбурга, это 60 миллионов доз.
«Хочется верить, что это 60 миллионов двойных комплектов. Потому что вакцина состоит из двух доз. Но при этом в мире использовано на сегодняшний день 6 миллиардов 700 миллионов доз вакцины. Это тоже позволяет поместить в контекст то, что происходит у нас», — сказал ученый.
Россия сегодня, похоже, стала той площадкой, на которой происходит эволюция вируса, считает Колмановский.
«Потому что мы даем ему свободно передаваться, свободно заражать все больше и больше людей. В том числе свободно заражать все больше привитых людей. И это значит, что вирус постепенно ищет пути обхода иммунитета людей, которые привиты. Которые болели», — объяснил ученый-журналист.
Констанин Северинов добавил, что коронавирус становится «добрее» только в тех странах, где высокий процент вакцинированных. Там летальность сегодня в 10-15 раз ниже, чем в России.
«Если цель состоит в том, чтобы не умереть и не болеть тяжело, то совершенно очевидно, что вакцинация помогает. Это очень важно понимать. Тот факт, что вирус, новый вариант вируса способен заражать вакцинированных — вовсе не означает, что вакцинироваться не надо. Это совершенно неправильный вывод».