Научно-медицинская «бомба»: гипертония может защитить от слабоумия в старости
Как нам жить, лечиться и на что ориентироваться после сногсшибательного открытия американских исследователей, «КП» выяснила вместе с известным врачом-кардиологом Ярославом Ашихминым.
На днях появилась новость, которая способна шокировать любого, кто хоть немного интересуется здоровьем и долголетием. Гипертония может защитить от слабоумия в старости! Об этом заявили серьезные международные эксперты, которые провели масштабное многолетнее (в течение целых 10 лет!) исследование. Неужели случился настоящий переворот в кардиологии, неврологии и опровергнут знакомый всем постулат, что повышенное давление очень опасно, ведет к инфарктам и инсультам? Как нам теперь жить, лечиться и на что ориентироваться — с этими волнующими вопросами мы обратились к известному врачу-кардиологу, кандидату медицинских наук, члену Европейского общества кардиологов и Американской ассоциации сердца Ярославу Ашихмину.
«ВЫСТРАИВАЕТСЯ МОЗАИКА»
— Мы сейчас находимся на таком захватывающем этапе развития медицины, когда становятся известны результаты грамотно спланированных долгосрочных исследований. По их итогам выясняется, что организм человека устроен намного сложнее, чем нам раньше казалось. Простые взаимосвязи, которые следуют из привычной биологии, физиологии, не всегда подтверждаются в масштабных многолетних наблюдениях за пациентами. Результаты этих исследований заставляют по-новому взглянуть на устройство и работу организма, ее нарушения и их последствия. И в то же время, после того, как мы получаем интересные и порой совершенно неожиданные данные, удается восполнить остальные части мозаики, и многое проясняется.
Так, например, было с глюкозой: оказалось, что вопреки традиционным представлениям у пациентов с сахарным диабетом не надо снижать ее до таких же значений, как у здоровых людей. Аналогичная картина вырисовывается и с показателями артериального давления. Однако не стоит заблуждаться и думать, что гипертоникам можно бросать прием антигипертензивных (снижающих давление) препаратов, чтобы избежать старческого слабоумия. Впрочем, обо всем по порядку.
КАЖДОМУ — СВОЯ НОРМА
— Есть однозначные, достоверные и никем не опровергнутые данные о том, что повышенное артериальное давление это основная причина развития инсульта и один из важнейших факторов риска инфаркта. Эти заболевания, как известно, уносят большинство жизней в нашей стране и многих других странах мира, — напоминает доктор Ашихмин. — Поэтому придается такое большое значение цифрам давления.
До 2013 года считалось, что максимальное допустимое давление для пациентов с гипертонией — 140 на 90 мм рт ст. То есть людям с диагнозом «гипертония» с помощью лекарств нужно снижать давление до таких показателей либо ниже этих цифр. Однако к 2013 году после ряда исследований было признано: такой общий абсолютно для всех подход не правилен. Нет единой идеальной цифры.
До каких цифр нужно снижать давление тому или иному пациенту, зависит от разных факторов.
— От каких, например?
— В первую очередь нужно учитывать, был ли у человека инсульт или инфаркт. Если пациент уже перенес такие заболевания, которые развились из-за гипертонии, даже из-за ее «мягкой» формы, то подход к нему должен быть совершенно иным, чем к людям, избежавшим инсультов и инфарктов. Увы, нередко об этом не задумываются не только сами пациенты, но и многие врачи.
Второй важный фактор — возраст. Современные медицинские рекомендации говорят: если человеку 60 — 80 лет, и «верхнее» давление у него держится на уровне 140 — 150 мм рт ст, а «нижнее» — около 90 мм рт ст, то снижать давление нет необходимости.
— Вы хотите сказать, таким людям можно и нужно отменять лекарства для снижения давления?
— Ни в коем случае! Здесь есть жизненно важный нюанс: если у человека в более раннем возрасте уже была диагностирована гипертония и ему были назначены соответствующие препараты, то даже в более старшем возрасте отменять их нельзя! Такой отказ чреват инсультом и инфарктом.
Другое дело — если прежде не было проблем с давлением, связанных с ним осложнений, самочувствие нормальное, и только в 60-летнем возрасте выясняется, что давление 140 — 150 и 90 мм рт ст. Тогда, при отсутствии других показаний, антигипертензивные (снижающие кровяное давление) лекарства не требуются.
ЧЕМ СТАРШЕ ПАЦИЕНТ — ТЕМ МЯГЧЕ ТРЕБОВАНИЯ
— В то же время сейчас становятся чуть более мягкими требования к допустимому давлению в более пожилом возрасте, — продолжает Ярослав Ашихмин. — Опять же — подчеркнем — при условии, что человека раньше ничего не беспокоило, не было инфарктов, инсультов, нет диабета и других серьезных факторов риска. По новым данным в такой ситуации у пациентов старше 65 — 70 лет нужно начинать лекарственную терапию при давлении выше 160 мм рт ст.
Однако средняя продолжительность жизни растет, население Земли стареет, и появляется все больше людей из третьей группы, особенно интересной для исследователей — пациенты старше 80 лет. По ним данных наблюдений пока меньше, даются рекомендации смотреть на общий уровень здоровья. Насколько человек является, как говорят геронтологи, «сохранным», активным, как он индивидуально переносит высокое давление. Если пациент испытывает из-за этого серьезный дискомфорт, то ему нужно назначать антигипертензивные лекарства в первую очередь для улучшения качества жизни. Хотя, нужно признать, что имеющиеся на сегодня результаты наблюдений свидетельствуют: непосредственно риск инфарктов и инсультов у людей столь почтенного возраста эти лекарства снижают не настолько эффективно, как у молодых.
ДОЖИЛ ДО 80 БЕЗ ГИПЕРТОНИИ — ПОЛУЧАЕШЬ БОНУС
— Теперь перейдем к новому исследованию. В кратком описании научной статьи — абстракте — звучит сенсационный вывод: повышенное давление в очень пожилом возрасте (авторы называют это «oldest-old», то есть старейшие из пожилых) защищает от деменции. Однако, если вчитаться внимательнее, то выяснится: все не так однозначно, как говорится — дьявол кроется в деталях.
Итак, исследователи Университета Калифорнии обнаружили: у людей старше 80 и особенно старше 90 лет с повышенным давлением (от 140/90 до 160/100) значительно реже встречается старческая деменция, а в просторечии — слабоумие, чем у них ровесников с «нормальным» давлением (ниже 140/90).
Важнейший нюанс: «бонус» по защите от слабоумия получили исключительно те пациенты, у кого гипертония дебютировала в возрасте не моложе 80 лет. Если же она началась раньше, пусть даже человек добросовестно принимал лекарства и вел здоровый образ жизни, риск деменции, увы, не сокращается.
ЗАГАДКА СТАРЕЙШИХ
В чем же секрет «защитного» эффекта гипертонии у старейших из пожилых? Авторы исследования честно признают, что пока это неизвестно.
— Возможно, тот тип гипертонии, который развивается после 80 лет, имеет принципиально иную основу, причины и потому оказывает иное действие на организм, чем гипертония, начинающаяся в более раннем возрасте, — предполагает Ярослав Ашихмин. — В последнем случае, то есть при дебюте раньше 80 лет, гипертония совершенно точно повреждает у пациентов сосуды, ведет к развитию инфарктов, инсультов и, как было доказано, также повышает риск слабоумия из-за нарушения кровообращения в мозге.
Если же люди доживают до столь почтенного возраста без серьезных проблем со здоровьем — как участники исследования — то наверняка у них в организме есть некие сильные защитные механизмы, препятствующие инсультам, инфарктам и развитию слабоумия. Что это за механизмы, как они связаны с «гипертонией позднего возраста», нужно выяснять.
«ТРОЙСТВЕННАЯ» ДЕМЕНЦИЯ
— И еще один важный момент: деменция деменции рознь, — подчеркивает Ярослав Ашихмин. — Можно разделить типы слабоумия на три большие группы. Первая — деменция, связанная с развитием инсульта. При этом, напомним, из-за кровоизлияния в мозг гибнут определенные участки серого вещества, состоящего из клеток-нейронов, отвечающих за интеллект. Вторая группа — слабоумие, развивающееся из-за болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний. Наконец, есть еще и третья группа — это сосудистая деменция, которая возникает в результате ухудшения кровоснабжения и питания мозга при общем старении организма.
От какого типа деменции защищает гипертония в новом исследовании? При внимательном прочтении оказывается, что авторы сваливают все в одну кучу. То есть говорят «о деменции, развивающейся по разным причинам». А ведь в зависимости от причин слабоумия принципиально меняется подход к трактовке, объяснению выводов исследования!
НА ЧТО РАССЧИТАНА ЗАЩИТА
Попробуем разобраться вместе с нашим экспертом.
— Во-первых, хоть авторы ничего и не говорят, мы по-любому сразу отметаем (то есть исключаем из выводов исследования. — Ред.) деменцию как последствие инсульта. Поскольку, как я уже говорил, достоверно известно, доказано и не опровергается, что инсульты развиваются из-за повышенного давления. Значит, гипертония не может защищать от слабоумия как последствия инсульта, — ставит точки над «i» доктор Ашихмин.
— А вот дальше туман сгущается. Всегда считалось, что сосудистая деменция как спутник старения, не сопровождающегося болезнью Альцгеймера, тоже развивается быстрее при повышенном давлении. Как упоминается в исследовании, такие данные есть для людей до 75 лет. Что именно может происходить в организме, если гипертония развивается в более почтенном возрасте и как это связано с возможным предотвращением слабоумия — на сегодня неизвестно.
Так же остается загадкой, как повышенное давление может быть связано со снижением риска болезни Альцгеймера.
СЛАБОУМИЕ ИЛИ ИНСУЛЬТ
— Словом, делаем вывод: авторы исследования не разделяют типы слабоумия, поэтому мы точно не знаем, от чего именно может защищать гипертония, стартующая в пожилом возрасте (после 80 лет): от сосудистой деменции, болезни Альцгеймера или обоих типов причин слабоумия, — разводит руками Ярослав Ашихмин. — Выяснить это принципиально важно для того, чтобы понять: какие конкретно «защитные» изменения происходят в организме, на какие процессы идет благотворное воздействие. Выяснив это, мы можем попытаться воспроизвести такие защитные эффекты для всех остальных пациентов — например, с помощью определенных лекарств.
Напрямую же, в лоб применять выводы исследования даже для пациентов с поздним началом гипертонии, безоговорочно отказываясь от снижения давления, не следует, — предупреждает эксперт. — Как минимум потому, что авторы изучали именно риск развития слабоумия. А вот на риск инсульта, например, не смотрели. Я не удивлюсь, если «гипертоническая» защита от слабоумия несет с собой одновременно повышение угрозы инсульта.
— Да уж, ничего себе выбор: слабоумие или инсульт.
— Потому-то и нужно изучать все досконально — чтобы люди не оказывались перед таким бесчеловечным выбором. И чтобы можно было использовать загадочные защитные эффекты повышенного давления и отсечь опасные последствия гипертонии, такие как инсульт и инфаркт.
В ТЕМУ
Почему давление 140/90 в 60 лет терпимо, а в 35 — критически опасно
— С возрастом сосуды постепенно становятся более жесткими, давление при этом повышается постепенно, медленно, и организм привыкает к более высоким цифрам давления, успевает адаптироваться, чтобы переносить его нормально, — поясняет Ярослав Ашихмин. — Если же такая ситуация — повышенное давление возникает в 35 лет, то для организма это настоящий шок, а причина такого «неестественного» подъема — всегда тяжелое нарушение, которое зачастую ведет к инфарктам и инсультам в молодом возрасте.
В любом случае работает правило: чем в более пожилом возрасте начинается гипертония, тем она менее опасна. Повышение давления, зашкаливающее за 140/90 в возрасте до 60 лет, всегда является очень опасным и требует лечения.