Рождественские чудеса: в России выхаживают 70% детей с экстремально низким весом
Население Земли 2016 год встретило новым рекордом. На планете нас теперь 7 миллиардов 300 миллионов человек. Свой вклад внесли и жители России: обогнали большинство стран Европы по числу вторых и третьих детей. Что важно, снижается младенческая смертность.
Свой первый Новый год маленький Арсений встречает в реанимации. Родителей к малышу пускают лишь на час. Их маленький сынишка набирается сил в инкубаторе. Родился он на седьмом месяце и весил лишь 1 килограмм и 140 граммов. Не мог сам даже дышать.
«Когда даешь ему пальчик, ребеночек сжимает твой пальчик, и ты чувствуешь, что он, наверное, тебя узнал, что это мама пришла, — рассказывает мама Арсения Ирина Комиссарова. — И, конечно, ждешь каждый день, чтобы прийти к ребенку, посмотреть, какие улучшение у нас, ждешь, что наконец-то он дышит сам, что не увидишь трубок».
В Воронежский перинатальный центр со всей области привозят беременных с подозрением на досрочные роды, чтобы ребенок сразу попал в инкубатор. В кувезах тихо, тепло и темно, как и привыкли малыши. Их поддерживают аппараты искусственной вентиляции легких. И кормят новорожденных специальным питанием.
«Медсестер учим, чтобы они понимали жесты, мимику недоношенных детей, — объясняет заведующая педиартрическим стационаром воронежской областной клинической больницы № 1 Людмила Ипполитова. — Как они себя чувствуют? Если ручки — сюда к голове, к щечке, значит, им комфортно. Если, бывает, они ручкой закрывают глаза или там такое страдальческое выражение лица, то нельзя в это время брать какие-то анализы, делать процедуры».
Если недоношенный ребенок все же экстренно рождается в больнице небольшого городка, за ним сразу отправляют реанимобиль. Такие есть в каждом регионе. Первые месяцы проходят под присмотром опытных специалистов по выхаживанию. В России, как и во всем мире, раньше срока рождаются 10 процентов детей. У таких крох слабый иммунитет, очень тонкая кожа и не до конца развиты внутренние органы.
«Это, как правило, больные дети. Не просто дети, требующие доращивания, как иногда понимается, а дети с тяжелыми инфекционными заболеваниями, пороками развития, генетическими аномалиями», — говорит главный неонатолог Москвы, главврач знаменитой Филатовской больницы Антонина Чубарова.
Сегодня врачи спасают практически всех малышей, достигших килограммового веса, и выхаживают 70 процентов детей с экстремально низкой массой тела — от 500 граммов.
«У нас был самый маленький — 460 граммов. Мы его выходили!» — радуется заведующий отделением неонатологии и педиатрии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Виктор Зубков.
Доктора борются не просто за жизнь — за жизнь здоровую. Таким крошкам успешно делают операции на сердце, легких, сетчатке глаза.
«У меня Олечка, у нее была ретинопатия недоношенных, и ей делали операцию, — вспоминает мама одной из таких малышек. — Я, если честно, очень переживала — как это, глазки все-таки! И ничего! Сейчас видит все хорошо».
Вырастить из недоношенного ребенка здорового малыша для неонатологов сегодня — не вызов природе, а ежедневная врачебная практика. Лизе Карлюк уже 10 лет, но родители до сих пор с трепетом вспоминают напряженные дни в больнице, когда девочка весом в 900 граммов постепенно поправлялась.
«Когда ты мама, дома рядом, приложил, приласкал, а тут ты уходишь! Очень тяжелое время было, два с половиной месяца тянулись, — вспоминает мама Лизы Юлия. — И очень хочется сказать родителям, которые сейчас находятся в схожей ситуации: самое главное — верить! Быть, находиться с ребенком. Верить, верить и верить!»
На свои детские фотографии Лиза смотрит с удивлением, сейчас она прекрасно учится и занимается горными лыжами.
«Я представила, как быть такой маленькой. Папа говорил, что я в ладошку даже помещалась», — смеется девочка.
Привезти дочку домой родители Лизы смогли только под Новый год. Сегодня по всей стране сотни мам и пап так же ждут своего рождественского чуда.
«Она у нас очень-очень сильная, — говорят родители одной из недоношенных малышек. — Прямо умница, от аппаратика нас отключили, дышим мы сами, как видите. Мы молодцы!»