Опрос: 60% врачей считают диспансеризацию неэффективной
В России вот уже несколько лет действует программа диспансеризации — проще говоря, комплексного обследования населения с целью выявить какие-либо заболевания на ранней стадии. Правда, сами врачи, похоже, не в восторге от государственной программы, да и большинству пациентов проще махнуть рукой на скрининг и анализы. Что являет собой диспансеризация сегодня и сколько времени на нее придется потратить даже здоровому человеку, разбирался корреспондент «Нового Региона».
Каждый год в России в обычных поликлиниках принимают пациентов определенного года рождения для прохождения диспансеризации. Например, в 2015 году, это касается тех, кто рожден в 1994, 1991, 1988, 1985, 1982, 1979, 1976, и т. д. Диспансеризация бесплатна, а для нее нужны только паспорт и полис ОМС. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», практически любой сайт лечебного учреждения или специализированного ведомства пытается убедить, что пройти всех врачей — дело пары часов. К тому же, в отличие от обычных пациентов, те, что пришли на диспансеризацию, имеют право проходить без очереди.
На деле желание проверить свое здоровье оборачивается «головняком» для законопослушного гражданина — в этом корреспондент «Нового Региона» убедился лично. Сначала пациенту выдают направление к участковому терапевту. Врач должен провести первичный скрининг — опросить вас, чтобы понять, есть ли у вас склонность к алкоголизму, наркомании, порокам сердца, инсультам и сахарному диабету. Правда, меня заставили заполнить анкету самостоятельно еще в регистратуре. Что ж, прочерки и галочки поставить можно и без медицинского образования. Измерять мой рост, вес и давление почему-то не стали. Зато выдали целую пачку направлений — на анализы, ЭКГ и флюорографию. Напоследок девушка-врач парой лет старше меня успела удивиться. «И что ж, это вы сами пришли на диспансеризацию?», — сказала и пояснила, что «молодежь почти не приходит, только те, кто в возрасте».
Первым делом отправили на электрокардиограмму — в очереди на нее сидело несколько боевого вида старушек, так что заикаться о том, что я могу пройти перед ними, я не стала. Правда, из кабинета вышла медсестра, которая спросила, есть ли кто-то на диспансеризацию, и увела меня на обследование вне очереди. На все ушло не больше трех минут. Это меня воодушевило. Правда, выяснилось, что это был единственный луч света.
К остальным специалистам, хоть и в рамках диспансеризации, пришлось брать дополнительные талоны амбулаторного пациента, т.н. ТАП, в регистратуре. А о том, чтобы еще раз попасть куда-то без очереди, не шло и речи — толпа из тех, кому надо было сдать кровь, была немногим меньше той, где ждали флюорографию — а провести в этой очереди пришлось около 1,5 часа. «Вообще-то тут даже „платники“ сидят, так что можете не торопиться», — съязвила одна из ожидающих.
В общей сложности на то, чтобы пройти все нужные кабинеты (терапевт, гинеколог, ЭКГ, флюорография, лаборатория по забору крови), ушло чуть более трех часов. Однако пациент не сразу узнает, здоров он или нет. Конечно, в некоторых больницах берут анализы экспресс-методом, но в большинстве, даже в довольно продвинутых, пациентов отправляют на обычные лабораторные исследования, результаты которых приходится ждать, как правило, больше недели, а некоторые (например, на наличие раковых клеток у женщин, — прим. НР) и до месяца.
Полный перечень того, что включает в себя диспансеризация, можно найти на сайте любого регионального минздрава, например, вот здесь.
Необходимо отметить, что оценить работу «узких» специалистов обычному пациенту довольно сложно, понять, где доктор «схалтурил», а где нет — почти нереально. В отличие от терапевта, который в нашем случае явно поленился провести первую часть диспансеризации, забыв про антропометрию.
Кстати, согласно данным опроса в соцсети «Доктор на работе», более 60% врачей отметили, что диспансеризация неэффективна и дает лишь беглый осмотр «для галочки» с кучей бумажной работы. Лишь 25% проголосовали за вариант, который положительно оценивает эффект от диспансеризации, которая позволяет на ранних стадиях выявлять серьезные заболевания или предупреждать их.
Добавим, что из почти 4,5 млн человек, живущих в Свердловской области, в прошлом году диспансеризацию прошли 728750 человек, рассказали «Новому Региону» в областном минздраве. Это около 15% населения региона. «Хронические неинфекционные заболевания были впервые обнаружены (т.е. ранее пациенты о них не знали и не принимали соответствующего лечения, — прим. НР) у 82 427 человек. Наиболее распространенными диагнозами стали гипертония, подозрения на злокачественные новообразования, диабет, ишемия, — рассказали в ведомстве. — Высокий и очень высокий риск тяжелых сердечно-сосудистых осложнений был выявлен у 40% тех, кто прошел диспансеризацию полностью».