Елене Соловей — 70
Елена Соловей эмигрировала в США вместе с мужем, художником Юрием Пугачем, и детьми больше четверти века назад. Она живет в пригороде Нью-Йорка и преподает там в детской театральной студии, где все занятия проходят на русском языке. Несколько лет назад у нее появилась группа для взрослых, которые увлечены театром так же, как их педагог. Иногда она снимается у американского режиссера русского происхождения Джеймса Грея («Маленькая Одесса», «Роковая страсть»). Скоро на экраны должна выйти его новая картина, у которой пока нет прокатного названия, — здесь у Елены Яковлевны небольшая роль.
НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ РАБЫ ЛЮБВИ
Ее по-прежнему узнают на улице: подходят молодые люди и признаются, что еще в детстве смотрели «Рабу любви» или «Неоконченную пьесу для механического пианино». И теперь, когда пересматривают эти фильмы, как будто видят актрису с другого, более интересного ракурса. Любопытно, что режиссер Никита Михалков в соавторстве с Александром Адабашьяном писали сценарий для «Неоконченной пьесы…» с прицелом на то, что главную женскую роль сыграет именно Соловей.
Но она поначалу отказывалась, потому что на руках был маленький ребенок, а интересы семьи всегда ставила выше работы. Но Никита Сергеевич все-таки ее уговорил, и через пару месяцев Соловей приехала на съемки.
В России у нее была интересная, насыщенная творческая жизнь. И до сих пор удивительно, как эта востребованная, успешная актриса уехала из страны, где остался ее зритель, даже не рассчитывая, что в Штатах ее карьера сложится так же блистательно, как на Родине.
ГОЛЛИВУД ШТУРМОВАТЬ НЕ БЫЛО ЖЕЛАНИЯ
— Вообще я не задумывалась о карьере актрисы, когда переезжала в США, — рассказала Елена Яковлевна, которой мы позвонили в Америку. — Я сразу для себя решила: теперь я просто мать семейства, которая должна заниматься своими детьми. Но, если честно, даже не представляю, каким бы образом я могла вписаться в американский кинематограф. У меня английский с европейским акцентом. В кино я могла бы играть только эмигранток. И, поскольку с самого начала у меня не было намерений стать частью местного кинопроцесса, меня вполне устраивают наши встречи на съемочной площадке с режиссером Джеймсом Греем. Даже когда он приглашает меня на крошечную роль, я знаю, что он хочет видеть в этой роли именно меня.
— Как вы думаете, российские актеры могли бы завоевать Голливуд? Ведь делали такие попытки Наталья Андрейченко, Наталья Негода, Владимир Машков…
— Не готова обсуждать коллег. Но тут, помимо удачи, нужно еще огромное желание. Если внутренне вы не настроены на успех в Голливуде, судьба не будет вам благоволить. Во мне этого желания не было. До переезда в Америку у меня было так много хорошего, необыкновенного, удивительного, что я отдавала себе отчет в том, что дважды войти в одну и ту же реку не получится. В России у меня была очень счастливая творческая судьба, не было простоев, не было ощущения невостребованности. Я очень рано начала сниматься, сыграла главную роль в «Драме из старинной жизни» у режиссера Ильи Авербаха сразу после окончания ВГИКа.
— Ваши дети не пошли по вашим стопам?
— Нет, сын занимается биологией, дочь — молекулярной антропологией. Муж работает художником в картинной галерее. Наши дети давно живут отдельно. Когда я пытаюсь давать советы своей дочери, она мне говорит: «Мама, вокруг тебя одни профессора, а ты всех учишь жить!» Дети давно вылетели из родительского гнезда. Дочка живет в Германии, сын — в Америке. Но благодаря скайпу мы постоянно видимся, и я могу наблюдать даже на расстоянии, как растут мои внуки.