Вячеслав Бутусов отмечает 55-летие
Интервью с музыкантом провела корреспондент КП Елена ЛАПТЕВА.
Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в пригороде Красноярска. Семья часто переезжала из-за профессии отца, в итоге осела в Свердловске. Там Бутусов поступил в Свердловский Ахритектурный Институт, где знакомится с Дмитрием Умецким, с которым и делает свои первые шаги к рок-музыке. Потом, уже вместе втроём с поэтом Ильей Кормильцевым, они записывают первый профессиональный альбом «Невидимка». В 1986-м году выходит альбом «Разлука», с которого и начинается слава «Наутилуса». 10 лет группа собирает стадионы по всей России, а в 1997-м Бутусов начинает сольную карьеру. В 2001-м году создаёт группу «Ю-Питер». Всего записал более 20 альбомов.
В 2007-м году выпускает свою первую книгу «Виргостан». Затем вышло еще две книги — «Антидепрессант. Со-искания». И «АрхиЯ».
Был женат дважды. От первого брака — дочь Анна. От второго, с Анжеликой Эстоевой — Ксения (родилась в 1991-м), София (родилась в 1999-м) и сын Даниил (появился на свет в 2005 году).
В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени — за большие заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
В этот погожий день все никак не удавалось найти правильный вход в гостиницу, расположенную на территории Свято-Данилова монастыря. Все вокруг были оживлены и радостны — был праздник Успения, и плюс в церкви проходило крещение одной счастливой пары. С одной стороны, необычный антураж для интервью. С другой — собеседник, Вячеслав Бутусов, который уже давно отправился в путешествие за ключом к пониманию себя, совершенно логично смотрелся в этой атмосфере. Мы пообщались в Президентских палатах отеля, за чашкой монастырского меда с чаем и пряниками. Под колокольный звон, который был удивительно подходил к нашей беседе. Темой ее стали два события — 55-летний юбилей Бутусова, а так же его новый проект «Пробужденная радость», который анонсировался совместным чаепитием с поклонниками. Разговор вышел непростой — я точно не достигла того уровня духовного развития, как Вячеслав, но очень хотела понять — что же так изменилось в нем, вчерашнем бунтаре с чёрными стрелками, сурово взирающем на молодежь под кормильцевское «Скованные одной цепью», превратившись в фактически проповедника? Чем он сейчас живет, кто его соратники, каков основной «мессадж» его нынешнего творчества?
— Вы никогда не даете юбилейных интервью. Тем не менее, что-то будет в день?
— Концерт в «Крокус Сити Холле» 22 октября — такое подведение итогов. То, что мы выносим из опыта всей жизни, в как мы представляем себе весь этот вселенский модуль, по законам которого развивается и раскрывается наша жизнь. Сейчас такое желание и стремление настроить людей на подвижность, на подвиг, на героическое дело. Без всяких прибеднений, по-крупному.
— «Хочу настроить людей на подвиг, чтобы они что-то начали делать» — сразу кажется, что человек призывает на баррикады. Не похоже на вас!
— Не призываю. Речь о внутренней борьбе, так называемой «невидимой брани». Человек — это территория, на которой бьются демоны и ангелы. Ангелы — за жизнь человека, демоны — за смерть. У каждого из них своя цель. И мы, представляя собой это поле сражения, даем кому-то поддержку или поблажку. И от этого зависит исход этой битвы. Это есть духовная внутренняя «брань» — мы должны встать на сторону ангелов, чтобы они победили демонов.
Ни единожды в своих интервью Бутусов говорил, что в тяжелые времена его поддержала жена, Анжелика, фактически спасла от бездны. Напоминаю это Вячеславу, он соглашается:
— Как говорил Серафим Саровский, находится один светоч, который окормляет собой тысячу. Один победивший может помочь многим. Если есть такой сильный духом человек, который справился, встал на сторону ангелов и победил демонов, то он тут же обращает свои силы рядом стоящему человеку. И это все происходит, как цепная реакция.
— Западные рокеры продолжают себя вести ровно так же, как и в молодости. А у нас Вячеслав Бутусов устраивает чаепития, например. Почему такая разница? У нас в основном все воцерковленные, кто старше пятидесяти. Приходят к Богу. А там ситуация вроде как не очень меняется?
— Потому что у них на другой почве все это происходило. Для многих из нас это было развлечением все-таки. А это рано или поздно заканчивается-прекращает быть значимым, либо меняется. Если нет, то ты вынужден всю жизнь каких-то развлечений искать. У меня это не превратилось в специальность. Да, я овладел какими-то приемами, наработал какие-то навыки. Но во мне нет вот этой устойчивой базы. До сих пор я ощущаю себя как архитектор — тут за мной стоит целая школа, база. И я на этой основе стою. Есть профессии музыканта, композитора. А «рокер» — это просто такая модель поведения человека, реакция его на окружающую действительность. Но для меня состояние творчества — это состояние счастья. Пока я в состоянии творчества, я счастлив. Как только у меня творческий период закончен, я начинаю рефлексировать.
— Почему проект «Пробужденная радость» появился именно сейчас?
— Мы его уже год готовим. Там есть предыстория — это фрагмент из книги «АрхиЯ». Все мы делали в комплекте: сначала в капелле в Петербурге — такую академическую постановку. А потом в «Крокусе» 22-го октября уже делаем более привычную историю, в форме концерта. Необычный такой рок-концерт. Нас обуревают все больше мысли о том, что хватит уже просто воздух толочь. Пусть это будет выглядеть в какой-то степени как проповедь по отношению к людям, которые придут на концерт, пусть это будет моральный посыл. И мы отобрали такие вещи, которые определенным образом настроены на то, чтобы в человеке пробудить героический смысл, рвение к подвигу, побороть в себе инерцию, гражданскую трусость. Мне кажется, что к этому надо призывать всех остальных по возможности. Были же времена, когда для людей честь, совесть были в крови…
— Мы помним эти времена, которые закончились революцией.
— Доблестные времена были. Несмотря на то, что я люблю приводить в пример слова профессора Капицы: «Все мельчает», я все равно не вижу смысла нашей деятельности, если не призывать к подобным высоким вещам. На духовном уровне.