«Техника вся старая и раздолбанная»: что известно о причинах смертельного ДТП в Лесном
Прокуратура закончила проверку автотранспортных предприятий Лесного, где месяц назад автобус задавил насмерть семь человек из-за отказавших тормозов. Вот что известно об аварии спустя месяц.
Иван давно живет в Лесном и работал когда-то на Нижнетуринском АТП, водитель которого сбил насмерть семь человек. Он согласился пообщаться только на условиях анонимности.
— Понимаете, я живу здесь, мне мстить будут. Город у нас закрытый, маленький, все уважаемые люди друг друга знают. Если начинаешь про уважаемых людей писать что-то или говорить, то тебя или выживут, или съедят, — оправдывается мужчина.
Он рассказал, что к правилам на предприятии всегда относились формально.
— Я работал на этом предприятии, еще когда они были в Нижней Туре. Потом они выиграли тендер и стали работать в Лесном. И там, и тут предрейсовые осмотры были формальностью, никто ничего не проверял, просто печати ставили. Путевой лист заполнен, и всё. И об этом, кстати, прокурор Лесного Алексей Горяйнов прекрасно знал. Устно ему жаловались очень многие. Кроме того, водители работали по 12 часов каждый день, они устают страшно, а зарплата 15 тысяч. Пару лет назад у автобуса на маршруте просто отвалилось колесо. И тоже все об этом прекрасно знали, — вспоминает мужчина.
Были и совсем недавние ДТП с автобусами.
Местные жители вспоминают, что буквально за месяц до трагедии, 13 мая, рейсовый автобус этого перевозчика опрокинулся. Тогда к медикам обратились пять человек. Официальной причиной назвали плохое самочувствие водителя.
— Он в кювет съехал и стукнулся об дерево. Там тоже была кровь, люди разбивали носы. Сказали, что якобы водителю стало плохо, но что там на самом деле, покрыто мраком. Тогда никаких мер не приняли, — рассказывают местные жители.
При этом нельзя сказать, будто этот перевозчик сильно выделялся на фоне остальных в Лесном. Проблемы с автопарком были у многих.
— У перевозчика «Транс-Авто», работающего по 9-му и 10-му маршрутам, вообще автобус на бок ложился. У них техника вся старая, раздолбанная, «Газелям» по 20 лет. Когда проверки начались, он вообще машины снял с маршрута, хотя у него договор был с администрацией. Всех водителей отправил в «увольнение». Прокурор наш местный об этом знал, он на все жалобы говорил: «А что вы хотите? Хотите вообще без ничего остаться, пешком ходить? Этот хоть как-то возит», — рассказал Иван.
В итоге безгрешных перевозчиков практически не нашлось. Почти все так или иначе на чем-то экономили.
Прокуратура Лесного нашла многочисленные нарушения трудового законодательства и безопасности дорожного движения. Перевозчиками-нарушителями, помимо злосчастного Нижнетуринского АТП, оказались также АО «Автотранспортное предприятие» и ООО «Рассвет».
— Выявлено 82 нарушения, в связи с чем по результатам надзорных мероприятий внесено 54 представления, принесено 3 протеста, к административной ответственности привлечено 17 лиц, — отчитались в пресс-службе областной прокуратуры.
Всё, что говорили местные жители и водители, подтвердилось.
— Вскрыты факты непрохождения водителями автобусов вводного инструктажа, непроведения периодического медицинского осмотра с установленной периодичностью, а также предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Кроме того, в нарушение ст. 100 Трудового кодекса РФ время управления автомобилем в отдельных случаях превысило в течение одной календарной недели 56 часов, в течение двух последовательных календарных недель — 90 часов, — сообщили в ведомстве.
Мы нашли человека, который работал на рынке перевозок в Лесном и знает ситуацию изнутри. Он рассказал, что ставший смертельным маршрут № 4 раньше считался убыточным и город выплачивал дотации перевозчику, который на нем работал, это было АО «Автотранспортное предприятие». Всё было хорошо, и трагедий не возникало. Потом мэр сменился, и от дотаций отказались. Перевозчиком стало Нижнетуринское АТП.
— Никаких тендеров не было. Многие перевозчики отказались, а они [Нижнетуринский] согласились. У нас же сейчас принято за дешевизной гнаться. Дешево — это не означает, что качественно. К сожалению, на таких трагических моментах мы учимся. Это всё можно было предотвратить, если бы проводился нормальный прокурорский надзор. Но люди-то погибли теперь, и их уже не вернуть, — сообщил Игорь.
По его словам, закрытый моногород Лесной живет за счет градообразующего предприятия «Электрохимприбор». Также он получает дотации из федерального и областного бюджетов, а в связи с секретной продукцией, производимой для госкорпорации «Росатом», идут дотации и от нее.
— То есть деньги-то есть в городе, но, возможно, они не доходят. Маршрут был убыточным, но компенсировать эти убытки за счет города не хотели. В итоге многие работают — у них нет ни автомеханика, ни медицинского кабинета оборудованного. У них у всех [перевозчиков] автопарк очень старый, как они выигрывают тендеры — я не знаю. Сейчас начались кипиш, проверки. Неужели нужны трупы для этого? Проверка уехала, и они опять выставляют свои старые машины, будут новые жертвы