Житель северной столицы, 29-летний Александр Савельев — бывший полицейский-водитель. В качестве сотрудника частной военной компании участвовал в боевых действиях на территории САР, где получил минно-взрывную контузию и был уволен по состоянию здоровья. В Петербурге он работал водителем Uber — таксовал на 15-летнем «Мицубиси Аутлендер», купленном как раз на полученную при увольнении из ЧВК компенсацию.
Как рассказал порталу Uralweb.ru отец Александра Савельева Сергей Сашин, свозить его в Екатеринбург сына попросил приятель, тоже бывший сотрудник силовых ведомств Петр Игнатов. Сказал, что ему нужно съездить «в сторону Урала» по делам ИП, своя машина у него якобы сломалась.
«Сын согласился с охотой. Он к тому же накануне еще с женой сильно поругался. Друг пообещал оплатить бензин и еду в дороге. В краткий срок собрался и поехали. Думал обернуться в несколько дней», — вспоминает те дни Сергей.
То, что происходило дальше, описывается уже языком полицейских сводок.
Поздним вечером, с 30 января на 1 февраля 2018 года на 12-м километре Московского тракта внедорожник «Митсубиси Аутлендер» с петербургскими номерами привлек внимание полицейского патруля. Оба приятеля находились в салоне машины: Савельев спал на пассажирском сиденье, на водительском месте сидел Игнатов. На вопрос сотрудника полиции, что они делают на обочине, Игнатов ответил, что ему стало плохо и поэтому он остановился. По внешним признакам патрульные заподозрили у водителя наркотическое опьянение.
«Когда к автомобилю подъехала полиция, Александр Савельев дремал, Игнатов растолкал его, чтобы он предъявил документы на машину, — рассказал порталу Uralweb.ru адвокат Савельева Рафаэл Арутюнян. — При личном досмотре у Игнатова в карманах одежды и в его личных вещах в салоне автомобиля были обнаружены свертки с наркотиком. Александра Савельева тоже обыскали. Не обнаружив при нем ничего запрещенного, ему сказали: «Ну, все, можешь отойти в сторонку. Свидетелем пойдешь».
В организме Савельева экспертиза никаких запрещенных веществ не показала. Игнатов в момент задержания находился в состоянии наркотического опьянения, а во время дачи показаний — в состоянии наркотической «ломки». В его организме были найдены следы морфина и МДМА («экстази»).
Из материалов дела следует, что у Игнатова был найден гашиш (анаша, смола каннабиса), весом 393,73 грамма. При этом ни в вещах Савельева, ни в каких-либо частях его автомобиля наркотических средств обнаружено не было. Позднее, уже в дежурной части ОП №9 на Крылова, 1 «а» у Игнатова было обнаружено и изъято еще 592,79 грамма гашиша и МДМА в виде таблеток массой 3,42 грамма. В ноутбуке и телефоне Игнатова были найдены координаты и фотографии мест, где, по его собственному признанию, он по дороге из Санкт-Петербурга в Екатеринбург делал закладки наркотиков, а также переписка с куратором (забегая вперед, отметим, что личность куратора, как и личность организатора преступной схемы, следствию установить не удалось — прим. Uralweb).
Игнатов был допрошен первым и написал явку с повинной. Он рассказал, что машину они с Савельевым вели по очереди, и пока Александр спал, сам Петр по дороге останавливался и закладывал наркотик, после чего фотографии и координаты пересылал куратору. В объяснениях он заявил, что говорил Савельеву «о цели поездки».
Но уже 2 февраля в ходе очной ставки Петр Игнатов заявил, что «не так выразился», когда говорил, что Савельев якобы был в курсе его дел. «Я неправильно выразился. Я имел в виду, что он мог понимать, зачем мы поехали», — пояснил Игнатов. «Он подтвердил, что обещал заплатить Савельеву, но исключительно за транспортные услуги. На уточняющий вопрос своего адвоката „Не за закладки?“ он ответил: „Нет“», — рассказал адвокат Савельева Рафаэл Арутюнян, который также присутствовал на очной ставке.
«Какую цель поездки я обозначал, я не помню, но о наркотических средствах речь не шла. По поводу вознаграждения я точную сумму не называл, вознаграждение я обещал за оказанные мне транспортные услуги», — сообщил Игнатов (цитата).
В ходе очной ставки Игнатов также подтвердил, что все закладки он производил сам. Фасовкой наркотиков, находясь в съемной квартире в Екатеринбурге, он также занимался в одиночку, пока Савельев спал.
Однако получив от Игнатова первоначальные показания на Савельева, следователи стали «колоть» уже их обоих. «Лучше бы я заразился туберкулезом, чем подписал объяснения», — сокрушался позднее Александр в разговоре с адвокатом…
Александр Савельев с родителями. Фотография сделана за неделю до трагических событий в жизни семьи. Facebook/ Предоставлено Сергеем Сашиным
То, что Игнатов в день задержания был под воздействием наркотических и психотропных веществ — медицинский факт. Это документально подтверждено проведенной в отделе полиции экспертизой. Между тем, именно эта справка, указывающая на состояние Игнатова в день дачи показаний против Савельева, странным образом исчезла из уголовного дела перед передачей его в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения в отношении Савельева. Вернулась она туда только после того, как пропажу заметил адвокат.
По мнению Рафаэла Арутюняна, его подзащитный попал в «жернова правосудия»:
«Нынешний следователь — уже четвертый. Даже если кто-то из них понимал, что мой подзащитный невиновен, он не мог перевести его в статус свидетеля из опасений в обвинении в коррупции. „Как это так? До тебя люди работали, старались, и считали, что он виновен, а ты вдруг заявляешь, что нет?“. Этот страх подозрения во взяточничестве существует и у следователей, и у гособвинения, и у судьей. Возвращение прокурором дела обратно следователю за недостаточностью доказательной базы означает, что в СИЗО 9 месяцев держали невиновного. Оправдательный приговор суда — поражение всей обвинительной системы».
Александру Савельеву грозит до 20 лет лишения свободы. За сбыт наркотиков государство карает сегодня суровее, чем за убийство. «Чтобы эта дурь не расползалась по стране», — поясняет Рафаэл Арутюнян. По словам защитника, по горькой иронии правосудия, его подзащитному могут дать даже больше, чем Игнатову, поскольку, в отличие от него, Савельев не писал явок с повинной и не признавал вины. Потому что каяться и признаваться ему попросту не в чем, говорит адвокат.
В день задержания Игнатов рассказал следователю, что по приезде в Екатеринбург они на сутки сняли квартиру — переночевать. «Твой приятель во всем признался — вы были вместе. Поэтому неважно, делал ты закладки или нет — пойдешь «паровозом», — заявили Савельеву в отделе полиции. Даже то, что в его телефоне и в переписке в мессенджерах не нашли ровным счетом ничего, похожего на содержание телефона и ноутбука Игнатова, следователи расценили как умение хорошо скрывать улики. «Значит, ты хороший конспиратор, умнее своего товарища», — сказали оперативники.
Видимо, по «закону парных случаев» в те же самые дни в Екатеринбурге на улице Проезжая внимание экипажа ППС привлек еще один внедорожник с иногородними госномерами — «Лэнд Крузер» из ХМАО. При виде полицейских пассажир, молодой мужчина, пустился наутек и скрылся во дворах. Вскоре его задержали в одном из торговых центров. За рулем «Тойоты» сидел еще один житель ХМАО. В машине была найдена сумка с наркотиками. Водитель пояснил, что и бегство приятеля, и запрещенные вещества в его автомобиле стали для него полной неожиданностью. Молодой человек сообщил, что его попросили съездить в Екатеринбург в качестве таксиста. В информации от УМВД, поступившей в СМИ, тогда сообщалось, что пойманный пассажир подтвердил — привезший его в Екатеринбург водитель не был в курсе его планов. И, в отличие от Александра Савельева, того водителя отпустили.
Расследованием дела в отношении Петра Игнатова и Александра Савельева занимался отдел №5 ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области. Как следует из ходатайства в прокуратуру адвокатов Александра Савельева, «в ходе расследования уголовного дела следователем допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, препятствующие его направлению в суд».
Как указал в обвинительном акте следователь Писарев А.С., Игнатов вовлек «в состав организованной группы» своего знакомого Савельева в январе текущего года. Якобы на Савельева неустановленными лицами были возложены обязанности доставлять Игнатова к местам нахождения тайников с крупными партиями наркотиков, развозить эти партии наркотиков по местам фасовки в удобные упаковки, доставлять Игнатова к местам закладывания тайников с расфасованными на оптовые и розничные партии наркотиками на территории различных субъектов РФ, а также следить за окружающей обстановкой, пока Игнатов делает закладку наркотических средств.
Все вышеперечисленные противоправные действия, как считает следствие, якобы производились в интересах одного лица — владельца интернет-магазина по продаже наркотиков, личность которого не установлена. Савельев, как утверждает обвинение, с организатором группы не контактировал — якобы все указания он «неукоснительно» исполнял, «полностью доверяя соучастнику» Игнатову. Вознаграждение за выполненную работу участники группы Игнатов и Савельев якобы получали в биткоинах на криптовалютные онлайн-кошельки, с которых переводили денежные средства на оформленный на имя Игнатова П.А. электронный QIWI Кошелек, а после делили между собой.
Ни единого доказательства данных обвинений в отношении Александра Савельева в деле нет, утверждает его адвокат Рафаэл Арутюнян. Указание следствием на наличие связи Савельева с преступным сообществом, считает защитник, является жестоким оговором и попыткой втянуть его в число соучастников преступного сообщества.
Незадолго до передачи дела в прокуратуру, 11 октября Игнатов был вновь допрошен следователем Писаревым, и вновь подтвердил свои показания о непричастности Савельева к совершенному им преступлению, сообщил Рафаэл Арутюнян. На вопросы следователя, в какой момент Савельев узнал о том, что он, Игнатов, занимается сбытом наркотических средств, ответил — после задержания сотрудниками полиции. То, что следствие делает вывод, что изъятые у Игнатова наркотические средства тот хранил при себе совместно с Савельевым, не выдерживает уже никакой критики, считает адвокат.
В защиту Александра Савельева не выходят в пикеты правозащитники, о нем не говорят на «Эхо Москвы». За его невиновность бьется всего несколько человек — екатеринбургские адвокаты и отец, московский поэт-песенник. Как любой творец, он умеет сублимировать свои переживания в творчество. Сергей Сашин собирается написать пьесу о «межрегиональном ОПГ наркосбытчиков, которое получало оплату в биткоинах». Главным героем будет его сын. Впрочем, все уже написано екатеринбургскими следователями, считает отец. «Еще эта история про то, что нужно тщательнее выбирать себе друзей», — добавляет Сергей Сашин.
Фантазийная обложка к будущему произведению. Молох (Ваала) — упоминаемое в Библии семитское верховное божество, человек с головой быка. Ему совершались человеческие жертвоприношения через сожжение. В жертву приносилось, как правило, самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети. Фото: Facebook Сергей Сашин
Отец молодого человека считает, что если бы его сын обвинялся в сбыте наркотиков не в крупном, а в очень крупном размере, шансов на оправдательный приговор у Александра стало бы больше — обвиняемые по наркостатьям, которым грозит пожизненное заключение, могут выбрать для себя суд присяжных. В непредвзятость простых людей у Сергея Сашина веры больше.
В судебной практике судьи Николая Коблова, который назначен на процесс Игнатова и Савельева, есть как минимум один оправдательный приговор.
В марте нынешнего года он подтвердил невиновность детского сердечно-сосудистого хирурга, заведующего детским отделением кардиохирургии ОКБ №1 Константина Казанцева, которого органы СКР обвиняли в причинении тяжкого вреда здоровью 15-летней пациентки во время операции. Под ней вспыхнула простыня. Девочка получила ожоги. Уголовное дело было возбуждено по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».
Во время хирургического вмешательства у девочки остановилось сердце. Чтобы спасти ее жизнь, Казанцев применил дефибриллятор, в ходе чего и произошло возгорание.
В 2016 году Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга признал врача виновным, но освободил по амнистии. Защита Казанцева обжаловала решение в Свердловском областном суде. Осенью 2017 года мировой суд Верх-Исетского района полностью оправдал Казанцева. Гособвинение и потерпевшая сторона подавали апелляцию на вердикт мирового суда Верх-Исетского района. Но судья Коблов, как позднее прокомментировал оправдательный приговор сам подсудимый, победил полицейскую статистику.
Текст: Ольга Маслова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов