Арестован первый из подростков, находившихся под подпиской о невыезде
Суд города Березовского арестовал одного из трех подростков, избивших до смерти 20-летнего инвалида Дмитрия Рудакова и находившихся после убийства 10 дней на свободе. Такое решение приняла председатель суда Ирина Зиновьева. Под стражу взят 14-летний Алик (имена подозреваемых изменены — прим. ред), передает корреспондент «URA.RU».
С ходатайством о заключении подростка под стражу выступили сотрудники следственного отдела по Березовскому. Поскольку подозреваемый в убийстве несовершеннолетний, судебное заседание проходило в закрытом режиме. Однако судья разрешила журналистам присутствовать на оглашении решения, запретив при этом фото и видеосъемку.
Оглашая решение, судья отметила, что подросток пытался скрыться от следствия, проживает у бабушки, у него отец-инвалид, а мать не может оказывать на него влияния. В школе юноша почти не учится и не раз был замечен за курением и совершением противоправных действий. «Подросток вышел из-под родительского контроля», — резюмировала судья. Он взят под стражу на два месяца, до 20 октября 2018 года.
Сегодня суду предстоит рассмотреть еще одно ходатайство об аресте — в отношении 16-летнего Кирилла (он также находится в суде). В коридорах суда находятся родственники и адвокаты подозреваемых, однако общаться с прессой они отказались.
Ранее «URA.RU» сообщало, что заседание об аресте 14-летнего Ивана, материалы по которому суд рассматривал сегодня в первой половине дня, было перенесено на завтра, 23 августа, 09:00.
9 августа 2018 в Березовском четверо подростков, которым от 14 до 16 лет, забили до смерти инвалида Дмитрия Рудакова, прыгая у него на голове, а их 13-летняя подруга снимала все на смартфон. На следующий день полицейские нашли и опросили всех участников расправы, однако задержан был лишь один — 16-летний, ранее судимый молодой человек, все остальные продолжали десять дней разгуливать на свободе, что вызывало негодование жителей города: активисты стали собирать подписи за проведение митинга, после чего оказались в полиции.
20 августа остальные трое подозреваемых в убийстве были задержаны. С ходатайством об их аресте следователи хотели выйти еще вчера, 21 августа, однако подготовка материалов для суда затянулась. Сегодня в обед истекают 48 часов — срок задержания подростков, до этого момента суду необходимо принять решение — отправить их под стражу или оставить на свободе.
Пока длилось рассмотрение ходатайства СКР, из-за закрытых дверей были слышны плач и вскрики матери одного из подростков: «Мой убил или не убил? Почему его должны сажать?». Однако суд счел невозможным применение иной, более мягкой меры пресечения.
Вопрос по мере пресечения для подростка рассматривался более пяти часов, отмечает Znak.com. За это время у него закончился срок содержания под стражей, и в связи с этим во время заседания суда его вывели из «клетки». Решение по мере пресечения он слушал уже на скамейке в зале для участников процесса.
Родственникам подростков жители города устроили настоящую травлю. Сотовые телефоны подростков отключены, у некоторых из них удалены страницы в соцсетях, а те, что остались, исписаны проклятиями в адрес убийц. «Сестре пришлось уволиться с работы, по улице пройти невозможно, сейчас ужас что творится в нашей семье, — рассказал «URA.RU» брат Бони (основного подозреваемого в убийстве инвалида).
«А чего они ждали? Что после того, что совершили их дети, их будут воспринимать как героев»? — Недоумевают жители Березовского. — Этого и следовало ожидать". Между тем, по мнению родственника Бони, информация о преступлении, которая выдана в СМИ, очень сильно искажена.
Вмятина от Диминой головы, оставшаяся на земле. Фото: Андрей Гусельников, «URA.RU»
Соцсети первыми сообщили о произошедшем в Березовском преступлении. Посты об этом на городских пабликах были опубликованы 17 августа, после чего тему подхватили СМИ — первые публикации вышли в выходные, 18 и 19 августа. Силовики были вынуждены комментировать тему, до этого сами они не проявляли никакой инициативы: информации о преступлении не было в релизах Следственного комитета (который любит отчитываться о раскрытых по горячим следам преступлениях).
Но самая главная претензия горожан к силовикам: почему подростки, подозреваемые в жестоком убийстве инвалида, все это время находились на свободе? Они были задержаны только 20 августа, после того как информация о преступлении попала в федеральные ленты новостей. К этому времени с момента преступления прошло уже 10 дней.
На встрече городских активистов с руководством полиции и Следственного комитета Березовского 20 августа в ОВД людям пояснили, что остававшихся на свободе подростков задержали после того, как открылись какие-то новые факты. Горожане с иронией замечают, что «новыми фактами» стали общественный резонанс и несанкционированный народный сход, когда жители, возмущенные тем, что убийцы разгуливают на свободе, вышли к администрации.
Известно, что после того, как было обнаружено тело погибшего, преступление было раскрыто в течение двух часов. «Сотрудники полиции сработали оперативно, задержали всех подозреваемых и доставили их для опроса», — рассказал «URA.RU» руководитель пресс-службы Главного управления МВД по Свердловской области Валерий Горелых. Дальнейшая работа с подозреваемыми — полностью «епархия» Следственного комитета, пояснил «URA.RU» источник в силовых структурах: именно следователи принимают решение о помещении подозреваемых под стражу и выходят в суд с ходатайством об этом.
Руководитель следственного отдела Березовского Алексей Зырянов в данный момент находится в отпуске. По информации источника «URA.RU», вероятнее всего, замещающий его Михаил Снегирев не сориентировался в ситуации. В момент начала следствия статья по делу была другая: подросткам инкриминировали не убийство, а нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть (ч. 4 статьи 111 УК РФ).
Арестовав лидера группировки, следователь счел, что этого достаточно, отпустив остальных несовершеннолетних по домам. Также следователю не хватило опыта предположить, какой резонанс может вызвать жестокое убийство инвалида группой подростков, и он не акцентировал на этом внимание начальства. В результате спустя несколько дней следственному комитету пришлось оправдываться.