Убийца из Бауманки обвинил во всем уральского музыканта
В Москве 19-летний студент МГТУ имени Баумана Артем Исхаков убил и изнасиловал свою подругу-сверстницу. Позже юноша покончил с собой, успев косвенно обвинить в происшедшем музыканта из Екатеринбурга.
Преступление произошло 23 января на съёмной квартире, которую молодые люди снимали вдвоем. Когда соседка пришла поздно вечером домой, Исхаков несколько раз ударил ее кулаком, затем задушил, изнасиловал и ударил ножом. После убийства парень написал пост во «ВКонтакте», где подробно рассказал о случившемся, раскаялся и объяснил причины поступка. Юноша ревновал подругу к своему знакомому и раздражался из-за ее безразличия к нему.
Во время путаного объяснения Исхаков также упомянул дуэт «МЫ», в котором играет музыкант из Екатеринбурга Даниил Шейк. «Автор песни „Мы“ — „Возможно“ -******* *****, пару раз послушать — и твоей психике конец, ты воспринимаешь это как призыв к действию», — написал молодой человек.
Лирический герой песни признается возлюбленной в том, что хочет убить ее, чтобы точно знать, что их отношения завершены. После трагедии в Сети появилась петиция с призывом запретить композицию. Оперативно получить комментарий автора песни Даниила Шейка не удалось. На момент подготовки материала страница Артема Исхакова во «ВКонтакте» была заблокирована модераторами.
Выдержки из жуткого поста (орфография и пунктуация автора сохранены) приводит Лайф.
Большая часть поста написана совершенно без эмоций — будто автор рассказывает, как он готовил салат или наводил порядок в квартире. Слова о раскаянии, правда, мелькают в посте, после них Артём пишет, что «ему стало холодно и руки начали трястись ещё сильнее, хехе». Но в его раскаяние трудно поверить, — потому что дальше он пишет о том, как поел бутерброды и прилёг «поспать на несколько часов».
Артём оставил пожелания своим друзьям и знакомым, а также родителям Татьяны. Тела парня и девушки нашли сегодня. Правоохранительные органы завели уголовное дело.
С ужасающим посланием убийцы и самоубийцы ознакомился профессор психиатрии Андрей Березанцев. По его словам, у Артёма совершенно точно была психическая патология. Как минимум, это тяжелейшая личностная девиация (отклонение от нормы). Такие люди обычно замкнуты, при этом хотят выделиться, пытаются быть не такими, как все, в том числе с этой целью они употребляют наркотики.
Но, возможно, речь идёт о тяжёлых психических заболеваниях, вплоть до шизофрении.
— Очень жаль эту девушку, которая попалась под руку этому безумцу. Судя по его рассказу, чувство агрессии его преследовало с детства и, скорее всего, ревность здесь была не главной причиной. Просто девушка оказалась рядом с ним в тот момент, когда его чувство неудовлетворения было на пике. Не удивлюсь, если впоследствии выяснится, что он в детстве мучил животных — жестокость была ему свойственна, — резюмировал врач.
Кстати, насчёт животных психиатр оказался прав, — паблик Мash опубликовал видео, где Артём помогает другой девушке топить в пруду котёнка.
По словам Андрея Березанцева, слова раскаяния, которые мелькают в посте Артёма, не стоит считать искренними. Этот молодой человек был полон жестокости, он не пожалел ни другого человека, ни самого себя.
Из поста Артёма известно, что он употреблял (или хотя бы пробовал) «кислоту». Также он называет себя наркоманом. В свои последние часы был «относительно пьяный, но не в говно».
По словам Березанцева, психоактивные вещества могли негативно повлиять на эмоциональное состояние Артёма, но очевидно, что не они сыграли решающую роль.
— У меня нет никаких сомнений, что у этого молодого человека были какие-то психические отклонения. Если бы он набросился на свою подругу, к примеру, в состоянии аффекта, то он никогда бы не публиковал никаких инструкций в соцсетях. Очевидно, к этому преступлению он готовился, — считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
Специалист напомнил о таком термине, как паранойя ревности. Лайф подробно рассказывал об этом явлении после ужасного преступления в Подмосковье — ревнивый муж отрубил руки собственной жене.
Ревность — это чувство недостатка внимания и любви со стороны очень нужного и важного человека и подозрение, что его любовь получает кто-то другой. Это чувство способно разрушать и хорошие взаимоотношения, и личность самого ревнивца. Паранойя — это бредовая мания преследования. Сочетание этих разрушающих чувств чаще всего и приводит к трагедии: ревнивец становится управляем только своими бредовыми мыслями.
Очевидно, обида на девушку сыграла свою роль. В своём посте убийца упоминал своего соперника — друга Александра. Артём пишет, что ненавидит его, винит его в случившемся. «Мог бы с ней и не общаться какое-то время», — сказано в послании.
Фото: © Mash
Михаил Виноградов дал ещё одну характеристику произошедшей трагедии.
— Есть такой термин в психиатрии — расширенный суицид. Это когда убийца заранее готов убить себя, но убивает при этом и других, чаще всего тех людей, без которых он не представляет свою жизнь. Убийство несчастной девушки и суицид её душегуба — это как раз тот самый случай, — считает психиатр.
Эксперты, изучающие поведение преступников, нередко говорят о том, что причиной жестокости может быть недостаток или переизбыток некоторых гормонов.
«Если концентрация дофамина (гормона, отвечающего за психоэмоциональное состояние человека. — Прим. Лайфа) мала, то состояние человека характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, индивид теряет инициативу, волевая активность резко снижается, — описывала эту теорию в научной статье „Биологическая обусловленность индивидуального преступного поведения: криминологический аспект“ Елена Думанская. — С другой стороны, у отдельной категории лиц недостаток дофамина становится мотивирующим фактором. Он побуждает человека к безрассудным поступкам при поиске новых ощущений, которые активизируют гормональную сферу для недостающего фермента, а также снимают напряжение, дают удовлетворение».
Можно ли было предотвратить трагедию? В письме убийцы сказано, что он обращался к психологу. Очевидно, ему требовалась серьёзная помощь психиатра. Также Артём написал, что врач выписал ему «таблетки, тем самым хоть как-то облегчив жизнь». Но что это были за лекарства — неизвестно.
— Мы не знаем, к какому психологу обращался этот молодой человек. Вполне вероятно, что это был какой-нибудь «доморощенный» эксперт, которых сейчас очень много. Их задача не вылечить пациента, а просто брать с него деньги за разговоры, — сказал юрист Константин Трапаидзе.
А квалифицированные психологи с дипломом врача, по его словам, «слишком ограничены административными порядками».
— Даже если врач обратится в полицию, расскажет, что его пациент готовит преступление, это может плохо обернуться для самого врача. Пациент и его родственники подадут в суд и выиграют дело. Врача оштрафуют, в редких случаях даже могут отстранить от работы, ведь это нарушение врачебной тайны.
К тому же не исключено, что Артём рассказывал психологу вовсе не о планах убийства, а просто о своей депрессии.
Страшно в этой истории ещё и то, что ни сама Татьяна, ни коллеги Артёма, очевидно, не замечали ничего необычного и пугающего в его поведении. Даже «френды» убийцы в соцсети в первые три часа после того, как был опубликован пост, просто ставили лайки, — и только потом один из них воспринял ситуацию серьёзно и поехал к Артёму домой.
Артём, скорее всего, не производил пугающего впечатления и на посторонних людей — его социальный статус был вполне высоким. Он был студентом Бауманки — престижного вуза. Он работал программистом и получал 80 тыс. в месяц. Он вырос в полной семье и пишет, что родители делали ему «только хорошее» (а он их ненавидел).
— В повседневной жизни не всегда можно заметить, что у человека есть тяжёлое психическое заболевание, — ранее рассказывал Лайфу Андрей Березанцев. — Внешнее поведение человека может быть упорядоченным до поры до времени, он держит болезненные переживания при себе и никому о них не рассказывает.
Даже квалифицированный специалист иногда не сразу видит настораживающие признаки — на это может потребоваться час беседы.
И всё же эксперты называют несколько признаков, которые могут говорить о том, что человек болен и может совершить очень жестокий поступок.
Например, это бедная мимика — лицо человека становится похоже на маску и эмоции не читаются. За несколько дней до срыва больной, до этого казавшийся спокойным, обычно меняет поведение. Он становится напряжённым, неадекватным, растерянным, он не может справляться с обычными делами, начинает вести себя импульсивно.